окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и
определяет, кем он станет человеком или волком!
Размышляя над этими примерами, я вс¸ больше и больше думаю о том, какое огромное
влияние на новорожд¸нною оказывают образование и окружающая среда. Эта проблема
приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья
всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская
ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные уч¸ные собрались, чтобы в
экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода
доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда
внимание всего мира.
По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно,
насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях
вс¸, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания
вопросу о том, чему учить детей старше тр¸х лет. Но согласно современным исследованиям
к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже завершено на 70-80% . Не значит ли
это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до
трехлетнего возраста?
Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами
и цифрами. Главное введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за
реб¸нком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту
книгу, чтобы помочь этим мамам.
Масару Ибука.
Часть 1. Потенциальные возможности реб¸нка
1. Важный период
Детский сад это уже поздно
Наверное, каждый из вас помнит из школьных лет, что в классе был особо одар¸нный
ученик, который без видимых усилий становился лидером класса, в то время как другой
тянулся в хвосте, как бы ни старался.
В мои годы учителя поощряли нас примерно так: «Умный ты или нет, это не
наследственность. Вс¸ зависит от своих собственных усилий». И вс¸ же личный опыт ясно
показывал, что отличник всегда отличник, а двоечник всегда двоечник. Казалось, что
интеллект предопредел¸н с самого начала. Что было делать с этим несоответствием?
Я приш¸л к выводу, что способности и характер человека не предопределены от
рождения, а большей частью формируются в определ¸нный период его жизни. Давно идут
споры: формирует ли человека наследственность или то образование и воспитание, которое
он получает. Но до сегодняшнего дня ни одна более или менее убедительная теория не
положила конец этим спорам.
Наконец, исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с
другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей реб¸нка это его личный
опыт познания в первые три года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Ни один
реб¸нок не рождается гением, и ни один дураком. Вс¸ зависит от стимуляции и степени
развития головного мозга в решающие годы жизни реб¸нка. Это годы с рождения до
трехлетнего возраста. В детском саду воспитывать уже поздно.
Каждый реб¸нок может учиться хорошо вс¸ зависит от метода обучения
Читатель может удивиться, почему я, инженер по профессии и в настоящее время
|