казалось, что они не могут правильно воспитать своего реб¸нка в присутствии бабушки и
дедушки.
Обязательно ли так поступать, чтобы создать полноценную семью? Что касается
воспитания детей, это ещ¸ большой вопрос. Конечно, в Японии и сейчас есть семьи, где
свекровь надоедает невестке советами, к первому реб¸нку относится как к кумиру, а
остальные члены семьи уже ничего не значат. Такие феодальные пережитки ещ¸
существуют. Но правда и то, что у семьи, в которой жив¸т несколько поколений, есть свои
преимущества. Именно от стариков можно унаследовать культуру, мудрость, а
взаимоотношения поколений в любом случае дают богатый эмоциональный опыт. Любая
тенденция избаловать реб¸нка окупается любовью, сказками и воспоминаниями, другими
способами стимулировать и разнообразить жизнь малыша.
Известный японский уч¸ный Сейджи Кайа говорит, что люди, которые больше всего
повлияли на него в раннем детстве, это были его дедушка и бабушка. Дедушка, деревенский
староста, был настолько строг, что стоило ему только кашлянуть, и реб¸нок тут же
переставал плакать. Дедушка был строг, но справедлив. Доктор Кайа вырос сильным духом и
выносливым физически. А его бабушка, всю свою жизнь просидевшая за прялкой, была,
наоборот, тишайшей женщиной. Наверное, от не¸ он научился терпению: если полол огород,
то не успокаивался до тех пор, пока в саду не оставалось ни одного сорняка. Психолог Акира
Таго считает, что именно это умение сосредоточиться, упорство в достижении цели сделало
доктора Кайа человеком тв¸рдого характера и уч¸ным с мировой известностью.
Общение детей между собой надо поощрять
Я уже говорил о том, что мама, которая целый день находится рядом со своим
реб¸нком или держит его на руках, да¸т ему полную возможность для развития его
характера. Это влияет не только на умственное развитие, но и на развитие чувств.
Однако малыш ещ¸ больше выиграет, если имеет физический контакт не только с
мамой, но и с папой, братьями и с¸страми или с другими детьми. Это стимулирует его ум,
развивает чувство соревновательности, общительность, желание быть первым.
Доктор Хари Харлоу из университета в Висконсине (США) проводит исследование по
социальным контактам среди дет¸нышей обезьян и влиянию этих контактов на умственное и
социальное развитие.
В первом опыте доктор Харлоу поместил дет¸ныша обезьяны в клетку, закрытую со
всех сторон деревянными досками, внутри которой была только бутылочка с молоком.
Целью опыта было посмотреть, как будет вести себя обезьянка, находящаяся какое-то время
в изоляции. Когда через 3 месяца е¸ пустили в группу обезьян, она сначала чувствовала себя
неуверенно, но уже через неделю оживилась и стала играть со своими собратьями. Во втором
опыте обезьянку держали в изоляции шесть месяцев. Когда е¸ пустили в группу, она
пряталась в углу, сторонилась всех, совсем не играла с другими обезьянками. В третьем
опыте обезьянка находилась в изоляции 1 год, после этого она была не в состоянии играть
даже с теми, кого держали в таких же условиях. И наконец, в клетку поместили несколько
обезьян, которые были до этого в изоляции, и одну, которая не была, у бедняжки произош¸л
нервный срыв от одиночества. Коэффициент умственного развития у этих обезьян был
гораздо ниже, чем у тех, которые выросли в нормальных условиях.
Прочитав об этих исследованиях, я невольно пров¸л аналогию с человеческими
дет¸нышами и приш¸л к выводу, что малыш, лиш¸нный общения, вырастает отсталым по
уму и трудным по характеру. Сейчас люди стали меньше общаться друг с другом. И это не
может не сказаться на воспитании детей. Учитывая это, было бы неплохо, если хотя бы ради
своих же детей мамы старались почаще собираться вместе.
Ссоры развивают у реб¸нка навыки общения
|