И.С. КОН
Проблема "Я" в психологии¹
Во всем подслушать жизнь стремясь,
Спешат явленья обездушить,
Забыв, что если в них нарушите:
Одушевляющую связь,
То больше нечего и слушать.
Гете
В отличие от философских теорий, претендующих на раскрытие "ис-
тинной природы" и "сущности" "Я" в целом, психология пытается расчле-
нить эту проблему на составные части, которые могли бы стать предметом
экспериментальных исследований. Однако классификация соответствующих
Психологических теорий представляет большие трудности, так как они
дифференцируются по различным линиям.
Во-первых, по предмету, на котором сосредоточен главный интерес
исследователей. Одни интересуются прежде всего субъектными свойствами
индивида, внутренними источниками его активности, которые выше были
обозначены как идентичность и "Эго". Таковы, например, персоналистиче-
ская психология, фрейдизм, экзистенциализм, эгопсихология. Других зани-
мает преимущественно "образ Я" как элемент самосознания.
Во-вторых, психологические исследования различаются по теорети-
ческому контексту, углу зрения, под которым рассматривается проблема
"Я". Там, где отправной точкой служит теория личности, "Я" чаще всего
мыслится как некое структурное единство и наибольшее внимание привле-
кают его регулятивные функции. В контексте теории сознания на первый
план выступают когнитивные особенности процессов самосознания, адек-
ватность самооценок и т. п.
В-третьих, существенно различается методологическая стратегия ис-
следований. Так, подход к изучению самооценок, этого ценнейшего источ-
ника в понимании "образа Я", меняется в зависимости от того, рассматри-
ваются они исследователем как непосредственные компоненты "образа Я"
или только как индикаторы каких-то глубинных и не осознаваемых лично-
стью качеств (например, самоуважения). Психолог, считающий личность
просто суммой черт, может удовлетвориться описательно компонентным
анализом и скажет, что "образ Я" складывается из представлений индивида
о своем теле, уме, способностях, социальном положении и т. д. Для систем-
но-структурного мышления такая стратегия принципиально неприемлема,
генезис самосознания рисуется ему гораздо более сложным.
Первые шаги научно-психологического анализа человеческого "Я" бы-
ли связаны с развитием естественнонаучного мышления и борьбой против
идеализма. Идеалистические теории психики, считавшие "Я" источником
всех человеческих действий, приравнивали его к "душе", или нематериаль-
ному "внутреннему агенту", который направляет поведение индивида, а сам
¹ И.С. Кон. Открытие Я. М., 1978.
|