Маркса о том, как притягательная сила денег нейтрализует и перевешивает
отталкивающую силу уродства).
Однако социальные и индивидуально-природные компоненты "Я" ос-
таются в схеме Джемса рядоположными. Между тем осознание индивиду-
ально-природных качеств также имеет свои социальные предпосылки.
Вполне закономерно поэтому, что в последующем "социологизация" про-
блемы "Я" была продолжена.
В начале XX в. социолог Чарлз Хортон Кули сформулировал теорию
"зеркального Я", согласно которой представление человека о самом себе,
"идея Я", складывается под влиянием мнений окружающих и включает три
компонента: представление а том, каким я кажусь другому лицу, представ-
ление о том, как этот другой меня оценивает, и связанную с этим самооцен-
ку, чувство гордости пли унижения. "Идея Я" формируется уже в раннем
возрасте в ходе взаимодействия индивида с другими людьми, причем ре-
шающее значение имеют так называемые первичные группы (семья, сверст-
ники и т. д.).
В 40-50-х годах теория "зеркального Я" стала базой множества экспе-
риментальных исследований, выясняющих зависимость "образа Я" или ча-
стных самооценок от мнения окружающих. Результаты этих исследований
показывали, что под влиянием благоприятных суждений окружающих са-
мооценка повышается, неблагоприятных - снижается, причем нередко меня-
ется и самооценка тех качеств, которые не подвергались оценке со стороны.
Так, похвала, полученная от авторитетной для личности группы, может спо-
собствовать повышению общего уровня ее притязаний.
Поскольку теория "зеркального Я" в ее первоначальном варианте ак-
центировала внимание на зависимости формирования "образа Я" от мнения
"значимого другого", человеческое "Я" выглядит в ней пассивным: оно
только отражает и суммирует чужие мнения на свой счет, а взаимодействие
людей в процессе их совместной деятельности сводится к обмену мнения-
ми. На деле каждый индивид общается с множеством разных людей, кото-
рые воспринимают и оценивают его неодинаково. Кроме того, различные
люди (и группы) неодинаково значимы для личности. Например, в одних
случаях большее влияние на подростка могут оказать родители, семья, а в
других - сверстники, приятели. Наконец, личность не механически усваива-
ет Чужие мнения о себе, но более или менее самостоятельно осмысливает и
отбирает их, используя при этом собственные критерии.
Формирование человеческого "Я" в процессе реального вза-
имодействия индивида с другими людьми в рамках определенных социаль-
ных групп и в зависимости от выполняемых личностью ролей было иссле-
довано американским ученым Джорджем Гербертом Мидом (18631931),
родоначальником интеракционистской (от interaction взаимодействие)
ориентации в социальной психологии. В противоположность тем, кто счи-
тал, что "образ Я" дан индивиду непосредственно или формируется путем
обобщения самоощущений. Мид утверждает, что самосознание - это про-
цесс, в основе которого лежит практическое взаимодействие индивида с
другими людьми. "Индивид познает себя как такового не прямо, а только
косвенно, с частных точек зрения других членов данной социальной группы
или с обобщенной точки зрения всей группы, к которой он принадлежит,
ибо он входит в свой собственный опыт как Я или как индивид не прямо и
непосредственно..., а только став для себя таким же объектом, каким явля-
|