Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1102 of 1766 
Next page End  

Лечение. Ранние истоки психосоматической медицины составляли психоаналитически
ориентированные терапевтические подходы, такие как подход Александера и его коллег. За последние
десятилетия большее распространение получили неаналитические методы психотер.
Совершенствование фармакотерапии позволило психиатрам с успехом применять психотропные
препараты, в т. ч. различные транквилизаторы и антидепрессанты. Групповая психотер. особенно
показана, напр., пациентам с бронхиальной астмой, к-рым помогает общение с лицами, имеющими те
же проблемы и обучение идентификации и вербализации значимых эмоций, связанных с болезненным
состоянием.
В случаях, когда психосоматические реакции яв-ся результатом усвоенного стиля поведения —
напр., определенные сексуальные дисфункции, — эффективным методом яв-ся поведенческая терапия.
Гипноз, одна из старейших форм психосоматической терапии, эффективен в лечении таких расстройств,
как гипервентиляция, язва желудка и головные боли.
За последнее десятилетие отмечается быстро растущий интерес психологов к использованию
релаксационных методов терапии головных болей и др. обусловленных стрессом расстройств, в т. ч.
прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона, аутогенной тренировки по Люте, биолог.
обратной связи. В лечении П. р. используются, помимо этого, принципы и методы трансцендентальной
медитации, йоги и Морита-терапии.
См. также Поведенческая медицина, Психические болезни: ранняя история
У. Т. Цушима
Психостимуляторы в лечении детей (psychostimulant treatment for children)
Медикаментозное лечение обычно руководствуется простой логикой. Выписывается рецепт.
Предполагается наличие согласия пациента, и через регулярные промежутки времени пациенту
предоставляется возможность сообщить, что его состояние стало лучше, хуже или никак не изменилось.
Высказывания пациента принимаются за чистую монету, что, в свою очередь, определяет решение
клинициста продолжать, изменять или прекращать терапию. При медикаментозной терапии (к-рая
применяется ежегодно примерно к 75 тыс. детям) детей, больных ГРДВ, для к-рых лечение
психостимуляторами (гл. обр. метилфенидатом) яв-ся преимущественным видом лечения, эта простая
логика не срабатывает. Главные причины этого можно разделить на две общие категории: особенности,
присущие больному ребенку, и особенности самой лекарственной терапии.
Особенности больного ребенка
Дети с ГРДВ обычно не осознают природу и степень своих поведенческих отклонений и
трудностей обучения. Родители и педагоги привлекают внимание специалистов психиатрического
здравоохранения к этим трудностям и требуют лечения. Все осложняется еще и тем, что большинство
детей с ГРДВ относительно плохо воспринимает результаты лечения, даже когда они абсолютно
очевидны для лиц ближайшего окружения больных. Поскольку сам больной жалоб не предъявляет —
что обычно при ГРДВ — или жалуется только на других (что тж обычно для ГРДВ), необходим поиск
иных средств оценки результатов лечения.
Особенности лечения
Осн. психофармакологические свойства и клинический эффект П. в л. д. с ГРДВ хорошо
изучены. Клинические исслед. проводились с 30-х гг. в течение более 60-ти лет; положительные
результаты постоянно достигались по целому ряду параметров исхода терапии.
Тем не менее, существуют неверные представления, связанные с подбором дозировки
психостимуляторов и ее эффектом. Широко распространено мнение, что для определения параметров
начальной дозировки следует использовать вес тела ребенка, исходя из того, что доза лекарства должна
определенным образом соразмеряться с весом тела (соотношение мг/кг). Считалось несомненным, что
больший вес тела требует применения более высоких доз лекарства. Этому вопросу были посвящены
два исслед.; в обоих не было установлено связи между весом тела и клиническим эффектом действия
метилфенидата.
Более сложным вопросом яв-ся структура эффекта дозы психостимулятора. Благодаря, прежде
всего, основополагающим работам Спрэйга и Слитора, существует широко распространенное
представление, что оптимизация разных сфер поведения у детей достигается при использовании разных
уровней дозировок.
Считается, что при использовании малых доз оптимизируется когнитивное функционирование, в
то время как более высокие дозы способствуют улучшению управляемости поведением ребенка в
Hosted by uCoz