Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1402 of 1766 
Next page End  

решение. Люди широко различаются по этим когнициям. Предметом этих исслед. стали, гл. обр., два
типа обобщенных ожиданий: интернальный/экстернальный контроль подкрепления (локус контроля) и
межличностное доверие. В первом случае, люди различаются своими убеждениями в том, обусловлены
ли происходящие с ними события их собственным поведением и аттитюдами (интернально) или
определяются везением, судьбой, случаем либо волей др. людей (экстернально). В случае
межличностного доверия, есть люди, рассчитывающие на то, что другие говорят правду, хотя есть и
такие, кто убежден в обратном. С др. стороны, то, как люди подходят к решению проблем, с к-рыми они
сталкиваются, будет существенно зависеть от характера этих обобщенных ожиданий.
Теория обсервационного научения Бандуры
Подход к соц. научению Альберта Бандуры дополняет Т. с. н. Роттера, так как он предполагает
объяснение способов, к-рыми люди приобретают разнообразные виды сложного поведения в условиях
соц. окружения.
Основная идея Бандуры нашла выражение в понятии обсервационного научения или научения
через наблюдение, корни к-рого можно проследить в работах Джорджа Герберта Мида по подражанию
и голосовым жестам (vocal gestures). Последующий анализ подражания, осуществленный Нилом
Миллером и Джоном Доллардом, послужил важной отправной точкой для Бандуры. Работы О. Хобарта
Маурера по знаковому научению (sign learning) и научению за вознаграждение (reward learning)
также
оказали сильное влияние.
Основные понятия. Бандура говорит о наличии реципрокной связи между поведением,
субъектными и средовыми переменными. Мы не приводимся в движение лишь внутренними силами,
мы также не являемся пешками в игре, диктуемой сложившимся набором обстоятельств. На нас влияют,
но и мы оказываем влияние на свое окружение.
Бандура считает, что научение у людей в значительной степени определяется процессами
моделирования, наблюдения и подражания. Следовательно, он не рассматривает формирование
сложного поведения как кумулятивный продукт взаимодействия элементарных процессов
обусловливания.
Отсюда, Бандура утверждает что большая часть челов. научения осуществляется без
традиционного подкрепления, к-рого требуют принципы оперантного и классического обусловливания.
Люди могут научаться в отсутствие как вознаграждения, так и наказания. Это не означает, однако, что
подкрепление не имеет никакого значения. В действительности, как только поведение оказывается
освоенным, подкрепление начинает играть важную роль в определении того, будет ли данное поведение
возникать. Научение через наблюдение не яв-ся ни постоянным, ни автоматическим. На то, будет ли
происходить в данной ситуации такое научение, оказывают влияние многочисленные факторы. К числу
таких факторов относятся возраст модели и компетентность. Уровень мотивации чел. также может
улучшать или ухудшать моделирование, подражание и наблюдение. Людьми наблюдается и
впоследствии осваивается широкое разнообразие соц. реакций, таких как агрессия, сексуальное
поведение, способы эмоционального реагирования и многое другое.
Когнитивный акцент. В своей трактовке феноменов обсервационного научения Бандура
исходит из широкого использования людьми символических репрезентаций событий в окружающей
среде. Без признания такой символической активности чрезвычайно трудно объяснить невероятную
гибкость челов. поведения. Он формулирует тезис о том, что изменения в поведении, вызываемые
вследствие классического и инструментального обусловливания, а также угашения и наказания, активно
опосредуются когнициями. Важную роль в челов. поведении играют также процессы саморегуляции.
Люди регулируют свое поведение при помощи наглядного представления его последствий. Т. о., само
образование связей между стимулом и реакцией находится под влиянием этих процессов самоконтроля.
Мишел продолжил линию акцентирования когнитивных факторов в своем анализе ряда
когнитивных переменных соц. научения у людей. Он утверждает, что люди различаются в отношении
нескольких субъектных (person) переменных, и именно эти различия дают начало широкому
разнообразию индивидуальных особенностей, к-рое может наблюдаться в других. Во-первых, к ним
относятся различные виды компетентности. Они представляют собой наборы способностей, к-рые
оказывают влияние на наши мысли и действия. Во-вторых, люди различаются своими стратегиями
кодирования — в том смысле, что они по разному репрезентируют или символизируют средовую
стимуляцию. В-третьих, это ожидания или субъективные вероятности, отражающие степень
правдоподобия того, что определенные способы поведения или события приводят к определенным
исходам. Четвертая переменная, субъективные ценности, указывает на то, что люди различаются по той
цене, к-рую они придают различным исходам. Наконец, существуют системы и планы
Hosted by uCoz