Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1403 of 1766 
Next page End  

саморегулирования. Здесь имеется в виду, что поведение регулируется на основе индивидуально
устанавливаемых стандартов.
Изменение поведения. Работы Бандуры сыграли чрезвычайно важную роль в разработке новых
подходов к терапевтическому вмешательству. Наиболее заметным здесь явилось применение процедур
моделирования в целях формирования новой когнитивной и поведенческой компетентности.
См. также Научение через подражание
Дж. Фарес
Теория «потребность—давление» (needpress theory)
Т. п.—д., разработанная Генри Мюрреем, основывается на данном Куртом Левиным
определении поведения как функции личности и среды. Уолш утверждает, что в основе построенной
Мюрреем модели «потребность—давление» лежат два принципиальных допущения. Согласно первому,
психол. значение личности может быть выведено из ее поведения. Потребности рассматриваются как
организующие тенденции, придающие смысловое единство и целенаправленность поведению личности.
Отсюда поведение индивидуума может быть понято на основе динамики удовлетворения таких
потребностей. Согласно второму, психол. значение среды может быть выведено из ее восприятия
индивидуумом. Среда определяется через тип давления, к-рое зависит от интерпретации индивидуумом
окружающей среды.
Мюррей постулировал два типа давления: альфа и бета. Альфа-давление (alpha press) относится к
тем средовым стимулам, к-рые способны вызвать поведенческий отклик и к-рые могут восприниматься
и описываться объективным, хорошо информированным наблюдателем. Бета-давление (beta press)
подразделяется на два подтипа, личное бета-давление (private beta press)
и консенсуальное бета-
давление (consensual beta press). Первое определяется как частные, субъективные взгляды индивидуума
в отношении среды, тогда как последнее относится к интерпретациям, разделяемым группой лиц в
отношении той же самой среды.
Между потребностями и давлением существуют изоморфные отношения, но эти понятия не
обязательно находятся в обратной зависимости.
Вероятно, единственным наиболее значительным сторонником Т. п.-д. яв-ся Джордж Стерн, к-
рый исходя из нее разработал ряд измерительных инструментов.
Стерн обозначает конгруэнтные отношения личности и среды (т. е. комплементарность
потребности и давления) как анаболические, а конверсные отношения (некомплементарность
потребности и давления) как катаболические. Анаболические отношения рассматриваются как
стимулирующие, а катаболические как затрудняющие самосовершенствование и самоактуализацию.
С учетом дихотомии «конгруэнтность—инконгруэнтность» Стерн разработал инвентарь
потребностей, основанный на классиф. потребностей Мюррея, к-рый включает около 30 различных
переменных отношения «потребность—давление». Индекс деятельности (Activities Index, AI) позволяет
получить самоотчет предпочтений в отношении жизненных целей и совладающего поведения
индивидуума. Пункты инвентаря рассчитаны на лиц студенческого возраста.
Для облегчения измерения давления среды Стерн разработал Характеристический индекс
колледжа (College Characteristic Index, CCI). Совместное использование AI и CCI позволяет измерять
«соответствие» личности и среды, или их конгруэнтность.
Уолш указывает на несколько ограничений Т. п.-д., среди к-рых главными яв-ся следующие:
1) теория не уделяет достаточного внимания влиянию научения на изменение поведения;
2) процесс развития потребности остается без объяснения;
3) эмпирическая проверка теории вызывает трудности, гл. о. из-за того, что некоторые из шкал
«потребность—давление» не сравнимы; кроме того, данные эмпирических исслед. конгруэнтности
«потребность—давление», в целом, не оказывают поддержки лежащему в основе этой теории
допущению.
Тем не менее, Уолш заключает, что, несмотря на указанные ограничения, Т. п.-д. обладает
эвристической и практической ценностью.
См. также Теории личности
А. Барон-мл.
Теория алгоритмически-эвристических процессов, ТАЭП (algorithmic-heuristic theory, ATH)
Hosted by uCoz