Navigation bar
  Print document Start Previous page
 160 of 1766 
Next page End  

между личностями и интересами людей. С др. стороны, их исслед. способствовали дальнейшему
развитию концепции жизненного цикла. Модель соответствия между личностью и средой постулирует,
что выбор профессии и различия в карьере объясняются индивидуальной мотивацией. Были введены
понятия начального, испытательного и стабильного периодов трудовой жизни. Начальный период
относился к рабочим местам и должностям, занимаемым во время получения формального образования;
под испытательным периодом подразумевались официально установленные или навязанные
работодателем перемены работы в рамках 3-летнего (или меньшего) срока; стабильными назывались
периоды работы длительностью более трех лет. Данные наблюдений показали, что у людей, выросших
в благоприятных условиях, а тж у служащих, руководящих работников и представителей профессий,
требующих высокой квалификации, стабильный период оказывается более длительным, тогда как у
рабочих, занятых на пр-ве ручным, неквалифицированным трудом и выросших в неблагоприятных
условиях, испытательный период затягивается. Д. Э. Супер предложил более подробную схему
профессионального цикла: от 14 до 18 лет — стадия кристаллизации (или оформления); от 18 до 21 года
— стадия спецификации (или конкретизации); от 25 до 35 лет — стадия стабилизации; и от 35 лет и
старше — стадия консолидации (или упрочения). Дэниел Дж. Левинсон и др. ученые утверждали, что
стадии трудовой жизни являются частью процессов биолог. и соц. созревания, поэтому они заранее
запрограммированы, хотя и подвержены влиянию общественных сил.
В исслед., ставшим классическим, было показано, что определенные личностные факторы и
ситуации давления влияют на то, станет ли человек менять свою профессию или будет упорно
держаться за ту, к-рую приобрел в начале трудового пути. Были выявлены 4 варианта
профессиональной карьеры: обычная, гибкая, прерывистая и методичная.
Насколько чел. нравится его работа, а значит и то, насколько успешной будет его карьера, по-
видимому, зависит от определенных факторов. Среди них: а) знакомство с профессией; б) соответствие
между характеристиками чел. и среды; в) хорошие профессиональные ролевые модели; г)
стимулирующие, но не угрожающие требования работы и связанные с ней ожидания; д) пониженная
забота о престиже; е) соответствие личных и профессиональных ценностей; ж) контекст рабочей среды,
в к-рой происходит социализация чел. Помимо этих переменных, исследователи идентифицировали 2
осн. типа направленности — на заработок и на удовлетворенность работой, — выраженных у
работников и, как правило, влияющих на выбор карьеры. Первая группа практически равнодушна к
самому процессу работы — как в плане достижений, так и в плане самореализации, — однако получает
удовлетворение и принимает карьерные решения соответственно прямым выгодам статуса, связанным с
жалованьем. Вторая группа имеет сильную ориентацию на работу. Процесс работы приносит
удовлетворение, и выбор работы или карьеры зависит от возможных достижений на данном поприще.
Работники как с тем, так и с др. типом направленности встречаются во всех сферах трудовой
деятельности, хотя среди служащих доля ориентированных на работу выше. Производственные
рабочие, как правило, испытывают большую неудовлетворенность своей работой, чем служащие, но у
них часто меньше возможностей выбирать интересные и разнообразные задания.
Т. о., люди работают по разным причинам: деньги, статус, престиж, общение, удовлетворенность
и т. д., и при выборе карьеры они часто принимают в расчет если не все, то хотя бы нек-рые из этих
причин. Восприятие человеком к.-л. работы и причин, по к-рым ему следует заняться этой
деятельностью, во многом определяется предыдущим опытом и преобладающими соц. установками.
Перспектива жизненного пути
Так как жизнь в индустриальных об-вах описывается значимыми соц. переходами, перспектива
жизненного пути чел. дает возможность рассматривать многообразные роли как совокупность сложных
взаимосвязей, к-рые должны изучаться в соотв. им контекстах; этот подход предполагает, что
существует нормативное время наступления жизненных событий, причем совпадения и несовпадения
фактических моментов наступления событий с нормативными влекут за собой последствия, влияющие
на последующие события. Люди рассматриваются как действующие в своих средах лица: они ведут
переговоры, принимают решения и адаптируются. Кроме того, индивидуальные потребности, интересы,
ожидания и даже возможности со временем изменяются. Соображения, следующие из концепции
жизненного пути, в применении к исслед. профессиональной деятельности еще более усложняют
общую картину.
Отмечается резкое возрастание вложенных сил в течение трудового пути, не зависящее от
социоэкономического статуса или пола. Профессиональные пути мужчин складываются из должностей
более высокого статуса и требуют больших усилий, чем профессиональные пути женщин или пути,
связанные с непрестижными профессиями. Профессиональные пути более дифференцированы в ранней
Hosted by uCoz