Navigation bar
  Print document Start Previous page
 345 of 1766 
Next page End  

И. используется нек-рыми терапевтами в качестве способа лечения. По утверждению ряда
терапевтов, дети обычно не способны выразить свою неудовлетворенность и тревогу вербально, но
когда им дают возможность выразить их в неструктурированной среде, богатой пробуждающим
фантазию материалом, таким как игрушки, они прорабатывают свои чувства в И.
Независимо от своей формы или структуры, И. мотивируется взаимодействием состояний игрока
с состояниями среды. Среда должна содержать элементы, допускающие чередование элементов
мотивационного состояния индивидуума. Это порождает активность, характеризуемую удовольствием,
интересом и ослаблением напряжения. Элементы, порождающие игровое поведение, м. б. аналогичны
тем, к-рые пробуждают любопытство и вызывают исследовательское (или поисковое) поведение.
Пиаже, основывая свою таксономию И. на собственной теории когнитивного развития,
утверждал, что на каждой стадии развития преобладает определенный тип И. Так, на сенсомоторной
стадии (первые два года жизни) распространены игры-упражнения. Они состоят в повторении
паттернов действий или звуков и, начинаясь с сосания и гуления, развиваются в конечном сч¸те до
уровня воздействия на среду систематически варьируемыми способами и слежения за вызываемыми
эффектами.
После второго года жизни ребенок переходит на дооперациональную стадию, приобретая
способность к овладению символическими функциями. И. этой стадии отражают данное изменение,
становясь символическими И. в воображаемое, что можно проиллюстрировать на примере
использования ребенком предметов в качестве вещей (в широком смысле), не соотв. их очевидному
назначению. Дети тж начинают включать себя в символические отношения с внешним миром.
Во время интуитивной стадии (4—7 лет) дети начинают проявлять интерес к И. с правилами,
структурированным ситуациям и соц. взаимодействиям с др. Со временем тип правил меняется с
сенсомоторного на коллективный: если раньше правила принимались постольку, поскольку они
обеспечивали структуру и повторяемость, позднее они начинают приниматься вследствие соц.
ограничений и требований группы. Кодификация правил появляется примерно в 11 — 12 лет, когда
соревновательные И. становятся нормой.
Дэй выделяет 5 типов И. и утверждает, что внешние, доступные наблюдению характеристики не
всегда позволяют различать эти типы; различаются же они, гл. обр., по своему источнику и цели. Это:
Исследовательская И. Этот тип И. мотивирован неопределенностью в отношении объектов и
событий во внешней среде.
Креативная И. Этот тип — более сложное проявление исследовательской И., требующее
способности к символизации и знания внешних или физ. характеристик стимулов (игрушек).
Разнообразящая И. Такая И. выглядит бесцельным взаимодействием со средой вообще, когда
становится скучно.
Миметическая И. Эта И., как правило, повторяющаяся, структурированная и символическая. Ее
цель — достижение компетентности и мастерства.
Катартическая И. Будучи терапевтической по своей цели, она может принимать любую форму.
Хотя ей свойственно снижать возбуждение, эта И., по-видимому, не связана с положительным
гедоническим эффектом или удовольствием.
Игривость
Игривость может служить способом сравнения всех форм деятельности, включая различные
виды работы и И., с целью идентификации мотивации, побуждающей участвовать в той или иной
деятельности.
См. также Игровое поведение младенцев, Развитие игры
X. И. Дэй
Игровая терапия (play therapy)
Детям трудно ясно описать терапевту свои мысли и чувства, но они способны в игре «показать»
свои мысли, переживания, желания и страхи. Обычными для детской игры темами являются: а)
выполнение желаний, когда дети разыгрывают взаимодействия или личный опыт, к-рые хотели бы
иметь, б) повторение отрицательного опыта, когда они продолжают по многу раз проигрывать
определенные эпизоды, часто в) со сменой ролей, когда они берут на себя активную (нередко
антагонистическую) роль, тогда как в реальной жизни были пассивными реципиентами. Сначала
терапевт может просто наблюдать, позволяя детям свободно играть. Эта игра может помочь терапевту в
установлении положительных отношений с ребенком, а тж послужить основой для формулирования
Hosted by uCoz