Navigation bar
  Print document Start Previous page
 462 of 1766 
Next page End  

сердечно-сосудистой деятельности. К сожалению, традиционный полиграф, как и более совр.
модификации детектора лжи — прибор для оценки психол. стресса и голосовой анализатор стресса, не
обладают валидностью в той степени, чтобы можно было оправдать их нормативное использование. И
все же в области К. п. есть подходы и методики для успешной разраб. систем обнаружения обмана, и
нет сомнений, что такие системы будут созданы.
См. также Аутогенная тренировка, Когнитивная сложность, Обнаружение лжи,
Нейролингвистика, Нейропсихология, Обучение релаксации
Ф. Мак-Гиган
Когнитивная сложность (cognitive complexity)
К. с. первоначально определялась Джеймсом Бьери как «тенденция истолковывать соц.
поведение в многоаспектной (многомерной) манере». Его операциональное определение этого понятия
основано на Тесте репертуарных решеток ролевых конструктов Джорджа Келли (Role Construct
Repertory Grid Test), в к-ром испытуемые последовательно классифицируют своих знакомых на основе
различных биполярных измерений, или «конструктов», вводимых по ходу оценки ими самими, напр.
общительный/замкнутый. Индекс К. с. Бьери отражает то, в какой степени испытуемые используют
различные конструкты как независимые друг от друга при классиф. тех же самых людей. По существу,
это мера дифференциации конструктов. Он обнаружил, что ретестовая надежность индекса составляет
0,80 и что этот индекс коррелирует с точностью предсказания испытуемыми различий между ними
самими и двумя знакомыми в терминах их ответов на опросник, касающийся соц. поведения.
В дальнейшем Бьери разработал новый тест решеток, в к-ром испытуемые оценивают 10 своих
знакомых с помощью 6-балльной шкалы (от -3 до +3) на основе стандартного списка из 10 биполярных
конструктов. Все полученные наборы оценок сравниваются друг с другом и за совпадение оценки,
получаемой одним и тем же лицом по двум различным конструктам, начисляется 1 балл. Чем выше
итоговый балл по тесту, тем меньшей К. с. характеризуется испытуемый.
Исслед. К. с. показывают, что испытуемые имеют тенденцию в большей степени
дифференцировать конструкты при характеристике людей в плане «отрицательных валентностей» —
напр., «человек, с к-рым вы чувствуете себя наименее комфортно» или «нелюбимый персонаж в пьесе»,
— чем при описании «положительных» фигур, таких как «ваш лучший друг» или «главный герой
вашего любимого романа». Эти данные согласуются с «гипотезой бдительности» (vigilance hypothesis)
Бьери, согласно к-рой мы склонны к более дифференцированным интерпретациям поведения
потенциально угрожающих нам лиц, с тем чтобы обособить наши впечатления о них.
Др. показатели К. с., выводимые из различных тестов репертуарных решеток, включают, среди
прочих, процент полной дисперсии, объясняемый наибольшим фактором или первым главным
компонентом; число значимых корреляций между конструктами; среднюю корреляцию между
конструктами; среднее расстояние между фигурами и степень, в к-рой др. характеризуются как сходные
с самим испытуемым.
Основн. проблема в использовании репертуарных решеток с целью оценки К. с. у нормальных
испытуемых отражается в том факте, что больные шизофренией (с нарушениями мышления)
демонстрируют сравнительно высокую степень статистической независимости между конструктами
при описании людей на основе тестов решеток; однако их соц. суждения точнее было бы
характеризовать как случайные, чем как сложные по своей орг-ции, по той причине, что они
обнаруживают высокую нестабильность от одного случая к другому.
См. также Когнитивный диссонанс, Теория личных конструктов, Методика репертуарных
решеток
Дж. Р. Адамс-Уэббер
Когнитивно-поведенческая терапия (cognitive behavior therapy)
К.-п. т. — это подход, предназначенный для изменения умственных образов, мыслей и
мыслительных паттернов с тем, чтобы помочь больным в преодолении эмоциональных и поведенческих
проблем. Он основан на теории, согласно к-рой поведение и эмоции отчасти обусловлены когнициями и
когнитивными процессами, изменять к-рые можно научиться. Традиционные методы психотер. всегда
признавали важную роль когниций в поведении и эмоциях; однако К.-п. т. отличается от прежних
инсайт-ориентированных подходов тем, что ее материалом яв-ся лишь когниций, появляющиеся «здесь
Hosted by uCoz