Navigation bar
  Print document Start Previous page
 529 of 1766 
Next page End  

порождает такой же уровень отрицательной реакции общины, как различия в цвете кожи. Т. о.,
межэтнические пары на самом деле сталкиваются с внешними факторами, на к-рые они должны
реагировать и к-рые, что весьма естественно, привлекаются для объяснения мн. проблем, связанных с
браком. Различия между странами не так заметны для общины, но они реальны для супругов, поэтому
супруги, происходящие из разных стран, относят больше проблем на счет внутренних факторов, чем
межэтнические пары. Важный методический момент заключается в том, что Фонтейн и Дорх не смогли
бы провести различия в локусе атрибуции (внутреннем или внешнем), если бы они работали только с
широкой категорией «кросс-культурных браков». Вместо этой категории они разложили
агрегированную переменную на важные составные части межэтнической пары и пары, состоящей из
выходцев из различных стран.
Исследование контекста, в котором происходит поведение. Окружающую среду чрезвычайно
трудно операционализировать. Исслед. соц. контекста стало предметом интенсивных исслед.
психологов, занимающихся кросс-культурными проблемами. Поскольку приезжающие исследователи
не имеют слишком большого опыта в отношении повседневного соц. контекста, то в др. культурах они
могут легче абстрагироваться от соц. ситуаций и сформулировать гипотезы об относительном вкладе
индивидуальных и контекстуальных факторов.
Время от времени психологи, заинтересованные в применении рез-тов исследований, могут с
пользой применить знания соц. контекста. Джордан и Тарп разраб. программы для обучения чтению
гавайских детей. Они не добились сколько-нибудь значимого успеха, позаимствовав уже готовые
программы. Но когда ученые исследовали повседневное поведение детей в их домах и в их собственной
общине, они обнаружили, что дети проводят очень много времени, рассказывая истории друг другу или
слушая рассказы взрослых. Тогда исследователи использовали эту практику на уроках, и навыки чтения
быстро и существенно улучшились.
Т. н. стандартизированные тесты рассчитаны на учеников средней школы в США. Возник
вопрос: пригодны ли эти тесты для детей из др. культур? Этой трудной проблемой занимались самые
выдающиеся специалисты по теории тестов. Ответ зависит от соц. контекста, в к-ром предполагается
использовать рез-ты тестов. Если на их основании делать выводы о базовой компетенции детей, о том,
как они мыслят, или сравнивать их врожденные способности с представителями др. групп, тесты будут
использоваться несправедливо и не будут давать реальной картины. Однако если целью тестирования
будет оценка успешности обучения детей из какой-то одной культурной группы в школах, к-рые более
привычны детям из др. культурной группы, тогда тесты могут дать справедливые результаты.
Максимизация различий характеристик респондентов. Если гипотезы получают подтверждение в
различных странах, то они заслуживают более серьезного отношения, чем предположения,
подтвержденные лишь исслед. гомогенного населения одной страны. При кросс-культурных исслед.
вариация характеристик респондентов, не относящихся непосредственно к гипотезам, максимальна, и
часто эту вариацию чрезвычайно сложно получить в одном месте исслед. Тем не менее если открытие
подтверждается, невзирая на вариацию, вызванную др. культурами, то гипотеза, должно быть, очень
прочна.
Исслед. по соц. психол., проведенные в США, показывают, что существует сильная взаимосвязь
между воспринимаемым сходством двух и более людей и уровнем привлекательности их друг для
друга. Брюер выясняла причины соц. дистанции между целыми группами, обладающими
действительными различиями, различными целями и, иногда, ист. конфликтующими друг с другом. Она
проверила прочность гипотезы о связи сходства и аттракции, собрав данные о межгрупповом
восприятии для 30 племенных групп в Восточной Африке.
Прочность этой гипотезы можно проверить при наличии существенной дополнительной
вариации, к-рую создают различные места исслед. (в Африке), различия в экономике образовательном
прогрессе и различия в физ. расстоянии между племенами. Рез-ты показали, что воспринимаемое
сходство оказалось самым мощным предиктором аттракции, измеряемой по шкале соц. дистанции.
Общекультурная и культуроспецифичная системы координат: эмика и этика
Эмика (emics) и этика (etics) относятся к двум целям или задачам кросс-культурных исслед. Одна
из них предполагает установление законов, достоверных для всех культур, и создание теорет. рамок,
полезных для сравнения челов. поведения в условиях различных культур. Это — «этическая» цель. Др.
задачей кросс-культурных исслед. яв-ся формулировка принципов, справедливых для любой отдельной
культуры, при этом уделяется внимание тому, что сами люди считают важным для себя и с чем они
знакомы. Подобный анализ должен исключить заимствованные извне культурные схемы, поскольку, по
определению, исследователь не в состоянии проникнуть в суть эмики, используя чужеродные средства;
Hosted by uCoz