Navigation bar
  Print document Start Previous page
 677 of 1766 
Next page End  

интеллекта, h² по-прежнему равнялась бы единице. Если бы h² составляла меньше единицы, то
использование среди нижних 25% распределения популяции по интеллекту механизма средовых
воздействий, работающего в настоящее время среди верхних 25% популяции, повысило бы интеллект
нижних 25%, уменьшило бы общую дисперсию и тем самым увеличило бы оценку h². Высокое значение
h² в динамичном демократическом об-ве могло бы означать, что возможности роста в нем выравнялись.
Высокая наследуемость не ведет неизбежно к стратифицированному, статичному об-ву. Если
пренебречь эффектами ассортативного скрещивания, то при высоком коэффициенте наследуемости h²
ожидаемая корреляция между родителем и ребенком составит лишь 0,50. Располагая информ. об
интеллекте каждого родителя, мы можем поместить ожидаемую оценку интеллекта ребенка на полпути
между средним арифметическим оценок интеллекта родителей и популяционной «нормой».
Генетический механизм порождает преимущественно индивидуальные различия. Ожидаемая дисперсия
регрессионных оценок для детей и родителей соответственно составляет 75% от общей фенотипической
дисперсии. Мн. либералы безосновательно боялись высокой наследуемости и потому отвергали саму ее
возможность, используя в качестве аргументов свои личные ценности.
Прогностическая валидность
Существуют многочисленные корреляции между оценками по тестам интеллекта и важными соц.
показателями, свидетельствующие о том, что эти тесты измеряют нечто важное у людей. Однако
возможность оценить генотип индивидуума в качестве промежуточной меры до оценки по критерию
эффективности никак не повышает точность последней.
Интеллект и обучение в колледже
В самом широком диапазоне дарований корреляция между критериями социоэкономического
статуса родителей и интеллектом ребенка составляет около 0,40. Возможно, эта цифра и отражает
влияние среды на развитие интеллекта, но еще меньшую долю населения с низким и средним статусом
среди студентов юридич. и мед. колледжей, ун-тов и среди аспирантов (а значит, и среди
представителей престижных профессий) не удается объяснить только этой связью. Важной
детерминантой является связь между статусом семьи и обучением в колледже. Эта корреляция выше,
чем ей следовало бы быть в стране, где конституционно закреплены равные возможности для всех
граждан и проповедуется ценность каждого чел. Корреляция между статусом семьи и интеллектом
студентов объясняет лишь малую долю связи семейного статуса с обучением в колледже.
Наследование привилегий
Приводимые в публикациях корреляции между родителем и ребенком довольно сильно
различаются. Для целей нашего обсуждения в качестве правдоподобного значения разумно выбрать 0,5.
Корреляция между внуками и бабушками (дедушками), независимо от того, имеет ли она средовую или
генетическую основу, должна быть существенно ниже. В данном случае приемлемой величиной будет
0,25. Поэтому не составляет труда предсказать, что выдающиеся врожденные способности обычно
имеют тенденцию «растрачиваться» неск. поколениями гораздо быстрее, чем высокий статус или
большое состояние. Соц. механизмы защищают бедно одаренное потомство.
Обучение и интеллект
Средние показатели по тестам интеллекта, вместе с выводимыми на их основе критериями
эффективности деятельности, заметно выросли в США, возможно в рез-те общественной акции. Лучше
всего этот рост объясняется в качестве следствия колоссальных усилий в масштабе страны,
потребовавшихся, чтобы вызвать увеличение продолжительности школьного обучения на два с
половиной года для двух возрастных групп, обследованных в 1917 и 1942 гг. В период с 1942 по 1960 г.
прирост продолжительности обучения составил в среднем только год. Несмотря на то что и после 1960
г. происходили изменения в этом направлении, кривая роста интеллекта достигла плато (и даже
несколько снизилась). Продолжение работы в этом направлении, по-видимому, не имеет перспектив.
Если достигнут предельный уровень в отношении увеличения сроков формального обучения,
можем ли мы рассчитывать на получение дополнительной отдачи за счет повышения качества
школьного обучения? В данный момент наиболее подходящий ответ — «может быть». Новые и
относительно надежные данные, позволяющие исключить ответ «нет», свидетельствуют о
существенном улучшении (в рез-те специальной работы) понимания прочитанного у 9-летних детей с
низкими оценками интеллекта. В качестве наиболее вероятных факторов повышения отдачи от
совершенствования качества обучения можно было бы назвать массовые усилия в масштабах страны,
направленные на обеспечение нуждающихся компенсаторными образовательными программами.
Невозможно получить весомую прибыль, не вложив изрядное количество средств и труда.
Изменение фертильности
Hosted by uCoz