Navigation bar
  Print document Start Previous page
 768 of 1766 
Next page End  

Райача, согласно к-рым молодой психотерапевт сначала учится справляться со своей тревогой новичка,
затем — использованию технических приемов помощи клиенту справиться и, наконец, узнает себя со
стороны помогающего агента для клиента. С. Йогев выделяет 3 последовательных этапа, первый из к-
рых посвящен усвоению роли психотерапевта, второй — приобретению технических навыков, а третий
— закреплению полученного на первых двух, когда эмпирические (основанные на опыте) и
дидактические навыки совершенствуются в ходе супервизии.
Модели обучения психотерапии
Разработано несколько типов моделей. Один тип представлен моделью «учитель—ученик», в к-
рой учитель считается знающим и передает важные умения и навыки новичку. Приобретение умений и
навыков имеет результатом накапливания обучающимся мастерства психотер. Др. тип представлен
моделью «анализа случая болезни», в рамках к-рой уч-ся выступает скорее в роли подмастерья,
старающегося подражать опытному клиницисту и представляющего ему результаты собственной
работы на производственных совещаниях. Здесь также вес приобретенного опыта плюс соответствие
требованиям формальной программы обучения имеет результатом приобретение новичком статуса
квалифицированного молодого специалиста.
Третья модель является более коллегиальной по своей сути. Она относится к последним этапам
программы подготовки, на к-рых устанавливаются менее формальные, коллегиальные отношения
между обучающим и учащимся. Эта модель представляет континуальную ситуацию обучения,
поскольку, простираясь за пределы формальной программы, дает возможность специалисту получать
необходимые консультации в течение длительного времени.
Лишь недавно в обучении психотер. стали выделяться различные аспекты, такие как построение
теорет. базы, профессиональная практика и различение потребности в научных исслед. Элементы
системы О. п. — супервизоры, обучающиеся, отношения между ними, обстановка обучения, процесс
обучения, модальности (видеозапись, группы) и модели подготовки — все это лишь начинает теорет.
осмысляться и эмпирически исследоваться. В конечном итоге, исслед., в к-рых варьируются эти
аспекты подготовки психотерапевтов, могут быть соотнесены с данными об эффективности
оказываемой клиентам психотерап. помощи.
См. также Психотерапия, Супервизия психотерапии
А. К. Хесс
Обучение равными по статусу (peer tutoring)
Любое привлечение уч-ся для обучения или тренировки друг друга принято называть О. р. по с.,
несмотря на возможные возрастные различия, уч-ся в действительности не принадлежат к одной и той
же группе равных по положению или возрасту людей.
Я. Коменский, чешский педагог XVI в., сделал наблюдение, к-рое яв-ся ныне широко
признанным в отношении обучения равными: тот, кто обучает, научается большему в сравнении с тем,
кого он обучает.
Обращение современных педагогов к О. р. по с. в большей степени связано с его
эффективностью как метода обучения / учения, нежели с его потенциальной экономичностью.
Результаты исслед. оказывают неизменную поддержку этому методу.
В своем обзоре исслед. Эллиот приводит следующие объяснения причин эффективности О. р. по
с.:
- увеличивает процент времени, затрачиваемого на обучение в период классных занятий;
- предоставляет уч-ся больший объем обратной связи в отношении их результативности, и
обеспечивает ее немедленно;
- увеличивает время, затрачиваемое на объяснения уч-ся, и уменьшает время, затрачиваемое на
объяснения учителя;
- обучающиеся испытывают удовлетворение от повышающегося чувства собственной
компетентности и личной значимости;
- обучающиеся получают возможность взглянуть на ситуацию обучения/учения с позиций
учителя, что делает психол. климат в классе в большей степени направленным на сотрудничество и в
меньшей степени подавляющим и авторитарным.
- обучающиеся способны выявлять проблемы, связанные с усвоением и адаптацией, к-рые
оказались упущенными из вида учителем.
См. также Низкие учебные достижения, Теория обучения
Hosted by uCoz