Navigation bar
  Print document Start Previous page
 873 of 1766 
Next page End  

Отрицательный П. возникает, когда некоторый аспект предыдущего опыта действует угнетающе
на последующее научение. Так, снижение в выполнении может происходить в тех случаях, когда
одинаковые стимулы оказываются связанными с разными реакциями. Отрицательный П. может также
приводить к ситуации, в которой желательные реакции оказываются схожими, хотя и различающимися
в важных аспектах.
См. также Формирование понятий, Трансперсональная психология I
Дж. Л. Фоубс
Переоценочное консультирование (revaluation counseling)
П.к. — это одна из форм самопомощи, направленная на преодоление эмоциональных проблем.
Основной принцип П.к. состоит в том, что когда индивидуум испытывает эмоциональный дистресс,
часть его «интеллекта» или энергии связывается этим дистрессом, и поэтому он менее способен к
разумному и рациональному функционированию.
Процесс восстановления заключается в «разрядке» или полном выражении болезненных эмоций
во время личной встречи с консультантом-сверстником (или ровней). Когда разрядка завершена,
«интеллект» или энергия индивидуума больше не связаны болезненным опытом и, следовательно, этот
чел. снова становится более сознающим и рациональным.
Консультанты проходят подготовку у опытных преподавателей на курсах и в рабочих группах.
Кроме того, каждый консультант
обязан следовать методическим указаниям, к-рые приведены в
Руководстве по переоценочному консультированию. Хотя П.к. яв-ся новаторским подходам,
опубликованной информ. явно недостаточно и эффективность этого направления в движении
самопомощи трудно оценить.
См. также Новаторские психотерапии
Т.-И. Мун
Персонология (personology)
Г. А. Мюррей объединил научную биологию, академическую психологию и клиническую
практику с гуманит. науками, чтобы создать П. — дисциплину, название к-рой отражает его интерес к
конкретным людям (индивидуумам) во всей их сложности. Известная также под названием теории
«потребность-давление», она исходит из тезиса о том, что внутренний мир индивидуума (т. е.
потребности) находится в непрерывном взаимодействии с требованиями окружения (т. е. давлением),
приводящем к дифференцированной активности. Несмотря на простоту общей структуры, П. сложна в
своих деталях, особенно в том, что касается ее равного акцента на органическом качестве поведения и
на его обусловленности полем (т. е., средовым контекстом челов. деятельности). В дополнение к этому,
П. считает историю конкретных лиц и их настоящее положение в равной степени важными и
подчеркивает бессознательную основу большей части челов. мотивации. Все это находит отражение в
усложненной таксономии П. и многочисленных классиф., предложенных Мюрреем.
П. изобилует терминами. Напр., потребности — это выведенные логическим путем силы, к-рые
организуют восприятие, мышление и деятельность таким образом, чтобы изменить существующее, но
неудовлетворяющее состояние. Существует 20 таких потребностей (напр., достижения, аффилиации,
агрессии, доминирования, покровительства, порядка, сексуальных отношений).
Альфа-давление (a-press) представляет собой реальность окружающего мира, тогда как бета-
давление (b-press) яв-ся субъективной интерпретацией индивидуумом этой реальности. Единицы
поведения, или актоны (actones) представляют собой функцию индивидуума и окружающей среды. Они
выражаются посредством векторов, или специфических паттернов или способов поведения, и отражают
влияние индивидуальных ценностей. Целостная картина функционирования индивидуума называется
его темой. Она трактует взаимодействие между текущей потребностью и побуждающим давлением. Для
идентификации темы Мюррей, совместно с К. Морган, разработал Тематический апперцептивный тест
(ТАТ), ставший ныне широко используемой проективной методикой. При оценке личности П. также
опирается на личные документы — автобиографии, письма и продукты творческой деятельности, —
особенно в некоторых исслед., стимулированных ею.
П. придает особое значение изучению обычных людей в естественных условиях, полагая своей
конечной целью объяснение и прогнозирование их деятельности в повседневной жизни. П.
подчеркивает тот факт, что исследователи сами яв-ся инструментами в психол. исслед., и что следует
Hosted by uCoz