Navigation bar
  Print document Start Previous page
 251 of 700 
Next page End  

7.3).
Таблица 7.3. Типы подкрепления и наказания
Тип
Определение
Эффект
Пример
Положительное
подкрепление
Приятный стимул,
следующий за желательной
формой поведения
Увеличивает вероятность
желательной формы
поведения
Высокая оценка на
экзамене
Отрицательное
подкрепление
Прекращение воздействия
неприятного стимула вслед
за желательной формой
поведения
Увеличивает вероятность
желательной формы
поведения
Разрешение ребенку
пойти погулять после
того, как он прекратил
истерику
Положительное
наказание
Воздействие неприятного
стимула вслед за
нежелательной формой
поведения
Уменьшает вероятность
нежелательной формы
поведения
Низкая оценка на
экзамене
Отрицательное
наказание
Прекращение воздействия
приятного стимула вслед за
нежелательной формой
поведения
Уменьшает вероятность
нежелательной формы
поведения
Запрещение смотреть
телевизор ребенку,
который плохо себя ведет
Применение к воспитанию детей. Хотя в оперантном обусловливании любимыми
экспериментальными животными были крысы и голуби, оно применимо ко многим биологическим
видам, включая нас самих. Действительно, оно может многое сказать нам о воспитании детей. Особенно
ярким примером этому служит такой случай. У маленького мальчика были вспышки гневного
раздражения, если он не получал достаточно внимания от родителей, особенно перед сном. Поскольку
родители рано или поздно откликались, проявляемое ими внимание подкрепляло гнев ребенка. Чтобы
снять эту гневную раздражительность, родителям посоветовали выполнять обычный ритуал
укладывания спать, а затем игнорировать протесты ребенка, хотя это и может быть болезненно. При
воздержании от подкрепления (уделения внимания) вспышки гнева должны угасать; именно это и
произошло. Всего за 7 дней время, в течение которого этот ребенок плакал в постели, сократилось с 45
минут до нуля (Williams, 1959).
<Рис. Склонность детей к истерикам можно ослабить, если их поведение не подкреплять
родительским вниманием.>
Еще одно применение оперантного обусловливания к воспитанию детей касается временного
соотношения между реакцией и ее подкреплением. Лабораторные эксперименты показали, что
немедленное подкрепление более эффективно, чем задержанное; чем больше времени проходит между
оперантной реакцией и подкреплением, тем меньше сила реакции. Многие специалисты по психологии
развития отмечали, что задержка подкрепления — важный фактор ухода за маленькими детьми. Если
ребенок по-доброму относится к домашнему животному, его действия лучше всего можно закрепить
вознаграждением (похвалой, например) немедленно, не откладывая это на потом. Сходным образом,
если ребенок бьет кого-либо без провокации в свой адрес, то такое агрессивное поведение будет
исключено с большей вероятностью, если его наказать немедленно, не откладывая на потом.
Формирование. Предположим, вы хотите использовать оперантное обусловливание, чтобы
научить вашу собаку трюку — например, нажимать носом на звонок. Вы не можете ждать, пока собака
сделает это сама собой (и тогда подкрепить это), поскольку ждать можно вечно. Если требуемое
поведение действительно новое, вы должны обусловить его, используя преимущество естественных
вариации в действиях животного. Чтобы научить собаку нажимать звонок носом, можно давать ей
пищевое подкрепление каждый раз, когда она приближается к зоне звонка, заставляя ее с каждым
подкреплением подходить ближе и ближе к нужному месту, пока наконец нос собаки не коснется
звонка. Такая техника, когда подкрепляются только те отклонения в реакциях, которые нужны
экспериментатору, называется формированием поведения животного.
Применяя метод формирования, животных можно научить отрабатывать трюки и
последовательности действий. Два психолога с сотрудниками подготовили тысячи животных многих
видов для телевизионных шоу, рекламы и окружных ярмарок (Breland & Breland, 1966). В одном
популярном шоу участвовала «Присцилла, привередливая свинка». Присцилла включала телевизор, ела
завтрак за столом, подбирала грязную одежду и клала ее в. корзину, пылесосила пол, выбирала свою
Hosted by uCoz