Navigation bar
  Print document Start Previous page
 437 of 700 
Next page End  

(валидность).
9. Первые тесты интеллекта были разработаны французским психологом Альфредом Бине,
предложившим понятие умственного возраста. У одаренного ребенка умственный возраст превышает
хронологический, а у ребенка с замедленным развитием он ниже хронологического. Понятие
коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к хронологическому,
помноженного на 100, было введено при пересмотре шкал Бине и создании теста Стэнфорд—Бине.
Многие показатели теста на интеллект все еще выражаются как показатели IQ, но они уже не
вычисляются по прежней формуле.
10. И Бине, и Векслер — разработчик Векслеровской шкалы интеллекта взрослых (WAIS) —
полагали, что интеллект есть общая способность к мышлению. Сходным образом, Спирман
предположил, что общий фактор интеллекта (g) определяет деятельность индивида в отношении
различных пунктов теста. Метод определения различных способностей, лежащих в основе достижений
в тестах на интеллект, называется факторным анализом.
11. Чтобы выделить объемлющее, но разумное количество личностных черт, по которым можно
оценивать индивида, исследователи сначала выбрали из полного словаря все слова (около 18 000),
обозначающие черты личности; затем их количество уменьшили. Оценки индивидов по признакам,
закрепленным в оставшихся терминах, обрабатывались путем факторного анализа, чтобы определить,
сколько требуется параметров, чтобы объяснить корреляции между шкалами. Хотя количество
факторов у разных исследователей получилось разным, недавно ученые пришли к согласию, что
наилучшим компромиссом будет набор из 5 факторов. Их назвали «большой пятеркой» и обозначили
аббревиатурой «OCEAN»; пять основных факторов включают: открытость опыту, добросовестность,
экстравертность, уступчивость и невротизм.
12. Личностные опросники служат для отчета индивидов об их мнениях или реакциях на
определенные ситуации, указанные в вопросе. Ответы на подгруппы пунктов теста суммируются для
получения показателей по разным шкалам или факторам опросника. Пункты большинства опросников
составлены или выбраны на основе той или иной теории, но их можно отбирать и по корреляции с
внешним критерием, — этот метод составления теста называется привязкой к критерию. Лучший из
имеющихся его примеров — Миннесотский многопрофильный опросник личности (MMPI),
разрабатывавшийся для выявления индивидов с психическими расстройствами. Например, пункт, на
который шизофреники значительно чаще, чем нормальные люди, отвечают «верно», выбирается в
качестве пункта шкалы шизофрении.
13. Информационный подход к интеллекту стремится объяснить интеллектуальное поведение на
языке когнитивных процессов, участвующих в решении индивидом задач из теста на интеллект.
14. Новейшие теории интеллекта включают теорию множественного интеллекта Гарднера,
теорию интеллекта и когнитивного развития Андерсона, триархическую теорию Стернберга и
экобиологическую теорию Цеси. Все эти теории в той или иной степени рассматривают взаимодействие
между биологическими и средовыми факторами, оказывающими влияние на функционирование
интеллекта.
Ключевые термины
наследственность
надежность
валидность
коэффициент интеллекта (IQ)
личность
личностный опросник
Вопросы для размышления
1. Если у вас есть братья или сестры, насколько сильно вы отличаетесь от них? Можете ли вы
определить, какое влияние на эти различия могли оказать взаимодействия типа личность—среда,
описанные в данной главе? Можете ли сказать, каким образом стратегии воспитания, используемые
вашими родителями, различались по отношению к каждому из детей в вашей семье в зависимости от их
личностных особенностей?
2. Такие стандартизированные тесты, как SAT, обеспечивают общенациональный критерий
Hosted by uCoz