Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 700 
Next page End  

Рис. 3.6. Тестирование постоянства объекта. Детям показывают поворачивающийся экран,
пока они не перестают на него смотреть. Коробка ставится туда, где экран может ее скрыть, и
затем дети видят либо возможное событие (экран поворачивается, пока как бы не сталкивается с
коробкой, а затем возвращается в исходное положение), либо невозможное событие (экран как бы
проходит сквозь коробку). Дети уделяли больше внимания невозможному событию, показывая тем
самым, что они знают о существовании скрытой за экраном коробки (адаптировано из: Baillargeon,
1987).
Когда этот вращающийся экран показывали младенцам в первый раз, они смотрели на него
почти целую минуту, но после повторных попыток теряли интерес и обращали свое внимание куда-
нибудь еще. В этот момент на столе, позади от места крепления экрана, появлялась ярко раскрашенная
коробка; ее не было бы видно, если бы экран был поднят вертикально (на самом деле дети видели не
настоящую коробку, а ее отражение). После этого, как показано на рис. 3.6, детям демонстрировали
либо возможное событие, либо невозможное. Одна группа младенцев видела, как экран поворачивается
из начального положения до того места, в котором он должен был бы столкнуться с коробкой; в этом
месте экран останавливался и двигался назад, в исходное положение. Другая группа видела, как экран
поворачивается до вертикального положения и затем продолжает поворачиваться дальше на другую
сторону 180-градусной дуги, как будто никакой коробки у него на пути не было.
Экспериментаторы рассуждали так: если дети считают, что коробка все еще существует, даже
когда ее скрывает экран, то их должно удивить, что экран проходит сквозь нее — невозможное событие,
и тогда, следовательно, они будут смотреть на экран дольше, чем в том случае, когда экран как бы
сталкивается с коробкой, прежде чем вернуться в первоначальное положение. Именно это и имело
место. Несмотря на то, что невозможное событие было перцептивно идентичным событию, которое они
уже много раз видели и потеряли к нему интерес, они находили его более интересным, чем событие
физически возможное, но которого они никогда раньше не видели, — как экран останавливается на
полпути к другому концу дуги и затем меняет направление (Baillargeon, Spelke & Wasserman, 1985).
Следует заметить, что детям в этом эксперименте было всего 4,5 месяца; они, таким образом,
демонстрировали наличие у них знания о постоянстве объекта на 4-5 месяцев раньше, чем
предсказывает теория Пиаже. При повторении этого исследования было обнаружено, что у некоторых
Hosted by uCoz