Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 947 
Next page End  

интеракции, поэтому для диагностики предикторных признаков требуется комплексная
исследовательская стратегия.
-
Оценка. В клинической практике оценки играют особенно большую роль и для отдельных
интервенций, и для систем обеспечения (см. Baumann & Reinecker-Hecht, 1986; см. также главу 20). В
исследовании интервенции оценки базируются в основном на измерениях изменений (анализ процесса).
Решения о показаниях (при условии X имеет смысл интервенция Y) представляют собой высказывания
об оцененных изменениях (ср. ниже: контроль течения, измерение изменений).
Если в немецкоязычных странах используется понятие диагностики, то в англоязычных странах
для клинической диагностики чаще употребляется понятие Assessment,
или Behavioral Assessment
(например, Kanfer & Nay, 1982; Maruish, 1994), которым описывается диагностика поведения.
Хотя ей и можно приписать цели, сопоставимые с целями общей клинической диагностики
(описание, классификация, объяснение, прогноз, оценка), но все-таки при диагностике поведения
больше акцентируется ориентация на конкретное поведение и отношение к интервенции (Reinecker,
1994). Диагностика, касающаяся интервенции, включает различные вопросы: отнесение к какой-то
диагностической категории, учет специальных навыков и ресурсов, трансформация расплывчатых
жалоб в конкретную проблему, предсказание будущего поведения в определенных условиях, выбор и
пригодность определенных форм интервенции, активное вовлечение пациента в диагностический
процесс, терапевтическое планирование и контроль эффективности; диагностика может также
представлять собой метод интервенции per se (например, записи пациента о своем состоянии).
2. Диагностические концепции
2.1. Диагностический процесс — диагностика как процесс решения проблемы
Цель диагностического процесса — ответить на психологически поставленные вопросы и
подготовить фундамент для решений в рамках процесса решения проблемы. Относительно простую, но
действующую схему хода диагностического процесса выдвигает Камински (Kaminski, 1970; Steller,
1994), предлагая следующие пошаговые действия: постановка вопроса, сбор данных, диагноз,
консультация, лечение, заключение.
Сформулированные для разных диагностических целей высказывания или решения (например,
диагностика показаний, то есть отнесение индивида к определенной форме лечения, выбор
определенных задач и т. д.) можно получить в комплексном диагностическом процессе (Jager
&
Petermann, 1995).
Результаты диагностического обследования носят при этом гипотетический характер и
немыслимы без обращения к разным источникам знания, таким как специальные знания,
профессиональный опыт и личный опыт (Kaminski, 1970).
С другой стороны, диагностические обследования помогают проверить научно обоснованные
гипотезы (Steller, 1994). Диагностика конкретного случая в существенной мере представляет собой
«систематический, основанный на гипотезе процесс поиска несоответствия между различными
уровнями реакции или сферами поведения» (Steller, 1994, S. 45,
46), после чего эти несоответствия
интерпретируются применительно к проблеме.
При диагностике клинико-психологической интервенции мы имеем некую постоянную проверку
и обратную связь гипотез и пошаговых мер интервенции, что соответствует динамическому
(рекурсивному) процессу решения проблемы и процессу принятия решения (Kanfer & Busemeyer, 1982)
(ср. также раздел о диагностике течения).
На очень многих проблемах, связанных с диагностическим процессом и имеющих значение
большей частью для общей диагностики, мы не будем подробно останавливаться в этом учебнике (ср.
Amelang & Zielinsky, 1994; Steller, 1994), в частности на контроверзе статистическое или клиническое
формирование суждения (ср. Wiggins, 1973), которая касается двух различных путей поиска
диагностического решения (постановки диагноза). При этом оба варианта различаются «степенью
ясности правил как сбора данных, так и их комбинации» (Fisseni, 1990, S. 257). Несмотря на понятие
«клинический», речь в этой контроверзе идет не о специфической клинической проблеме.
2.2. Диагностика свойств
Традиционная личностная диагностика представляет собой диагностику свойств. Ее цель —
Hosted by uCoz