Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 947 
Next page End  

- Экол. ф.: радиоактивное загрязнение
2. Фаза развития,
фаза социализации
Раннее детство, детство
(до взрослого возраста)
- Биол. ф.: инфекции
- Психол. ф.: когнитивные нарушения
- Соц. ф.: качественно неполноценная интеракция с
объектами привязанности
3. Фаза до
возникновения
расстройства
(продромальная
фаза)
- Биол. ф.: употребление психоактивных веществ
- Психол. ф.: перегрузка на работе
- Соц. ф.: потеря партнера
- Экол. ф.: повышенный уровень шума
4. Фаза после
возникновения
расстройства
- Биол. ф.; неадекватное назначение медикаментов
- Психол. ф.: недостаток стратегий совладания
- Соц. ф.: атмосфера в семье сообразно концепции
«выраженных эмоций» (Expressed Emotions)
- Экол. ф.: неадекватные жилищные условия
(1) Фаза 1. Пре- и перинатальная фаза. В этой фазе имеют значение следующие факторы
влияния:
- генетические, то есть наследственные факторы (см. главу 10);
- факторы влияния, начинающие действовать во время беременности (пренатальный период);
- факторы влияния незадолго до родов и сразу после них (перинатальный период: конец 28-й
недели беременности до 7-го дня жизни включительно; Pschyrembel, 1994).
Иногда состояния, которые мы наблюдаем при рождении, называются врожденными, при этом
ничего не говорится о том, обусловлены ли они генетически или внутриутробно. Сумма приведенных
здесь факторов влияния определяет в разной мере
условия дальнейшего развития для отдельных
индивидов. В генетике и в пре- и перинатальной психологии делаются попытки уточнить эти условия
для отдельных функций (например, интеллекта) или для отдельных расстройств. Сумма всех факторов
влияния фазы 1, имеющих отношение к какому-то психическому расстройству, в клинической области
называется по-разному: диспозиция или предрасположенность, диатез (см. ниже: Диатез-стресс-модель)
или уязвимость (ср. также фазу 2). Эти понятия описывают тот аспект личности, который содействует
возникновению какого-то расстройства, или, другими словами, риск, вероятность для данного индивида
заболеть определенным психическим расстройством.
(2) Фаза 2. Фаза социализации или фаза развития. Социализация (см. главу 14) — это изменения
личности, вызванные влияниями со стороны других лиц и институтов (социального окружения) (Prenzel
& Schiefele, 1986). Когда речь идет в основном об источниках внутриличностных изменений
(созревание и т. д.), то часто это называют развитием (Flammer, 1988); однако понятие развития
используется и для всей совокупности всех изменений. В психоаналитическом учении о развитии фазу
социализации часто связывали с фазой раннего детства (от 0 до 5 лет). Сегодня развитие видится под
другим углом зрения и не ограничивается периодом детства, — развитие рассматривается в
перспективе, как процесс всей жизни (life-span development). Под этим подразумевается, что на
протяжении всей своей жизни человек меняется под воздействием различных факторов влияния.
И все-таки применительно к возникновению расстройств представляется рациональным
рассматривать время раннего детства и детства как собственные временные периоды, когда влияние
может быть двоякого рода: вредоносное (например, неблагоприятный стиль воспитания в семье; о
понятии см. раздел 2.2) и защитное, то есть протективное (например, позитивные отношения в семье);
хотя подобные факторы действуют и во взрослом возрасте. Благодаря тому что факторов влияния
существует множество, риск заболевания может изменяться с течением времени. Теоретически риск —
динамическая величина, не являющаяся константой ни на внутриличностном, ни на межличностном
уровне. Тем не менее при некоторых расстройствах (например, шизофрении) считается, что степень
риска заболевания устанавливается относительно рано, а с течением времени изменяется очень
незначительно. Очень важно определить соотношение между факторами влияния раннего детства и
факторами влияния, активизирующимися в более позднем, юношеском или зрелом, возрасте. Постулат
психоанализа о том, что психические расстройства у взрослых в значительной мере детерминированы
Hosted by uCoz