Navigation bar
  Print document Start Previous page
 230 of 947 
Next page End  

рассмотрении все еще обнаруживают заметные изъяны, и поэтому их значимость оказывается
существенно урезанной. В пример можно привести данные по теориям социальной депривации (Ernst,
1987) и выученной беспомощности (Coyne & Gotlib, 1983; Seligman, 1992), или Labeling-теории (теории
стигматизации) (Gove, 1981) (см. ниже).
С другой стороны, такая новая область, как психоиммунология, позволяет установить, какое
влияние психологические факторы оказывают на биологические процессы, релевантные для
расстройств или болезней. Так, целый ряд данных подтверждает, что психосоциальные факторы могут
влиять на базисные иммунные функции как позитивно, так и негативно (O'Leary, 1990). С социально-
психологической точки зрения, правда, не мешало бы критически заметить, что точным
иммунологическим измерениям пока еще противостоят сравнительно неточные определения
психологических факторов.
Ввиду разнообразия возможных факторов, действующих при расстройствах, сама
феноменология которых часто описывается недостаточно — стоит вспомнить хотя бы трудности
психиатрической диагностики с использованием конкурирующих систем МКБ-10 и DSM-IV, вряд ли
можно ожидать здесь какой-то единой теории, а значит, и унифицированной системы социально-
психологических объяснений. Да это было бы и не желательно в настоящее время, при имеющемся
уровне знаний. Именно многообразие подходов дает стимулы для дальнейшего исследования. В
качестве факторов социально-психологического воздействия рассматриваются перечисленные ниже
механизмы.
1) Социальное поведение с (а) интеракцией и коммуникацией, (б) выражением эмоций, (в)
социальной компетентностью, (г) привязанностью и поддержкой.
2) Социальная когниция с (а) социальным восприятием, (б) установками, (в) атрибуциями, (г)
ожиданиями.
3) Социальные условия с (а) ролями, (б) статусом, (в) условиями жизни, (г) культурными
влияниями.
Эти факторы влияния находятся во взаимодействии с задатками индивида — как психическими
(черты личности), так и физическими (диатез, специфическая соматическая уязвимость или
сопротивляемость).
Уровни воздействия. Социально-психологические факторы воздействуют на психические и
соматические расстройства или заболевания в самых различных плоскостях.
а) Прямое воздействие социально-психологического фактора, например влияние социальной
изоляции на поведение. Убедительный пример этому — классические наблюдения Шпитца (Spitz,
1946): как сказывается на детском поведении отсутствие социального внимания.
б) Непрямое воздействие — к примеру, влияние неблагоприятной ситуации с работой, которая
вызывает психологическую реакцию и создает стресс и тем самым косвенно обусловливает физические
симптомы. Впечатляющее подтверждение этому — влияние безработицы на развитие депрессии и
число суицидов (Jahoda, Lazarsfeld & Zeisel, 1932).
в)
В качестве модераторных переменных выступают, например, «переменные организма» (О-
переменные) между стимулом и реакцией в актуальных S—R-моделях. Под это понятие — переменных
организма — подпадают также установки, ценности и представления цели (Kanfer, Reinecker &
Schmelzer, 1996).
г) Дополнительным условием, способствующим при наличии уязвимости рецидиву шизофрении,
могут быть интеракции в семье. Это впечатляюще подтверждают современные данные о влиянии
«expressed emotion» («выраженной эмоции») (см. ниже).
д)
Своего рода поддерживающим условием является, например, недостаток социальной
компетентности, что мешает человеку, склонному к депрессии, завязывать новые социальные контакты.
е)
Чаще всего приходится предполагать взаимодействие с имеющимися органическими или
психологическими дефицитами, которое и приводит к манифестации психических или соматических
расстройств.
Что касается интервенции, то можно выделить две плоскости интервенции, соответствующие
интраперсональной и интерперсональной системам (ср. главу 1). В зависимости от того, что первично
вызывает или поддерживает расстройства — личность и ее функции или социальное окружение, то есть
интерперсональная система (диада, семья и т. д.), — определяется и соответствующая область,
подлежащая изменению. С точки зрения социальной психологии, в первую очередь представляют
интерес интерперсональные системы. Разумеется, функции интраперсональной системы тоже важны,
как легко можно увидеть на примере социально-психологического исследования атрибуции и ее
Hosted by uCoz