Navigation bar
  Print document Start Previous page
 232 of 947 
Next page End  

- Они являются сопутствующими явлениями, выражением или следствием других расстройств.
Пример этому — определенные способы невербального поведения у пациентов с депрессией. В этом
случае расстройства коммуникации изменяются соответственно улучшению или ухудшению
субъективного состояния.
На примере депрессии, правда, можно увидеть, что подобная дифференциация нарушений
коммуникации в конкретном случае чаще всего невозможна. Так, невербальное поведение пациентов с
депрессией влияет на поведение других лиц. Последние уделяют, например, больше внимания пациенту
или через некоторое время перестают с ним общаться. Это, в свою очередь, влияет на депрессивную
симптоматику, и получается, что косвенно нарушение коммуникации влияет на депрессивный синдром.
Таким образом, причины и следствия находятся в сложном взаимодействии друг с другом.
2.1. Инструментальности поведения
Об инструментальной функции поведения в социальной интеракции говорят тогда, когда чье-то
поведение вызывает строго определенные способы поведения у других. Такое воздействие не
обязательно должно быть намеренным, мало того, оно даже может быть нежелательным для индивида.
В депрессивном поведении, которое (Linden, 1976) одновременно содержит апелляцию,
враждебность и депривацию, проявляются асимметричные взаимосвязи интеракции: у пациента
преобладают собственные потребности, в то время как поведение других людей не имеет заметного
влияния. Отсутствие обоюдности («реципрокности») поведения объясняет (Coyne, 1976), почему
коммуникация с людьми, страдающими депрессией, содержит негативные компоненты и окружающие
стараются избежать ее.
С точки зрения теории поведения депрессивное поведение сначала вызывает позитивные
реакции, вызывая повышенное внимание со стороны окружающих. Это внимание, однако, ни в коей
мере не приводит к возникновению взаимосвязи, то есть на поведение депрессивного человека и дальше
влияет только его собственное внутреннее состояние, но никак не поведение партнера. Через какое-то
время это провоцирует социального партнера на отказ от социальных контактов с больным, но пациент
не может гибко ответить на этот отказ (и предотвратить его). В результате подобный специфический
вид интеракции, то есть отсутствие в ней взаимности, способствует тому, что депрессивное поведение
формируется и поддерживается.
Специальный случай инструментального поведения —
«поддерживающая коммуникация»,
с
помощью которой можно добиться совершенно удивительного речевого прогресса у детей с аутизмом.
При этом опекун «держит» руку аутистичного ребенка. Рукой ребенок приводит в действие клавиатуру
пишущей машинки (PC или нечто подобное) и буква за буквой составляет отдельные слова или целый
текст. По мнению приверженцев этого метода, аутистичный ребенок общается со своим окружающим
миром посредством этого текста. Речь здесь и в самом деле идет о некой коммуникации, правда, в такой
форме, способ воздействия которой уже был доказан Отто Пфунгстом (Otto Pfungst, 1907) на «умном
Гансе», лошади, которая умела считать. Позднее этот феномен был исследован и описан (Rosenthal,
1967) как «эффект Пигмалиона» или «эффект экспериментатора». Феномен «поддерживающей
коммуникации» является поучительным, поскольку хотя четко доказано, что без прямого моторного
влияния взрослых (Jacobson, Mulick & Schwartz, 1995) этот образ действий не дает никакого эффекта, а
все эффекты являются индуцированным поведением взрослых, — это, кажется, едва ли влияет на
общественное мнение и веру родителей.
2.2. Экономические модели интеракции
Существуют различные модели, прежде всего для расстройств в сфере партнерства, которые
исходят из экономического по своему существу образа мышления человека: «Я даю тебе что-то тогда и
потому, чтобы и ты мне что-нибудь дал». Развитые в 60-е гг. теории обмена строятся на том, что
индивиды и в своем социальном поведении стремятся максимизировать свою собственную пользу, то
есть получить по возможности больше вознаграждений при возможно меньших издержках. В
межличностных отношениях возникает, с одной стороны, «плата», скажем большие затраты времени,
усилия, гнев или неуверенность, а с другой стороны, отношения предлагают и «пользу» или
«вознаграждение», например любовь, защиту, престиж, советы, информацию.
Обмен вознаграждениями между партнерами можно рассматривать также в свете концепции
реципрокности.
Под этим подразумевается, что один партнер вознаграждает другого в той мере,
Hosted by uCoz