Navigation bar
  Print document Start Previous page
 271 of 947 
Next page End  

Несмотря на позитивные в целом отношения между признаками социальной сети и социальной
поддержки, с одной стороны, и состоянием здоровья или соответственно, отсутствием психических и
психосоматических стрессовых проявлений — с другой, нельзя не отметить, что роль этих переменных
в прояснении вариантности относительно невелика. Все говорит за то, что этиологическое значение
социальной поддержки необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общими условиями
(факторами риска и уязвимости) возникновения психических и соматических расстройств.
Еще одно немаловажное достижение современного исследования — это констатация того, что
подобная дихотомия функций социальной поддержки при стрессах — разделение на главный и
буферный эффект — слишком упрощена. Поэтому разрабатывались другие модели (ср. Plancherel, 1998;
Schwarzer & Leppin, 1989; см. также раздел 3.2.1), и особенное значение имеют подходы,
ориентирующиеся на модель совладания Р. Лазаруса. В результате появилась «модель поддержки и
совладания со стрессом», где был добавлен социальный аспект (Cohen, 1992; Perkonigg, 1993). Согласно
этой модели, социальное окружение и структура социальных отношений индивида потенциально
обладают не только протективными, но и отягощающими функциями. Ниже мы обсудим все-таки в
первую очередь протективные функции. По мнению многих авторов, всего можно выделить пять путей
позитивного воздействия социальных отношений и поддержки.
1) Социальный эффект «щита». Этот эффект передается в плоскости (наблюдаемого)
социального окружения: социальная структура отношений способствует редукции стрессовых событий
и приумножению позитивных событий (uplifts, positive events),
которые могут стабилизировать и даже
повышать компетентность в совладании и общее состояние индивида.
2) Когнитивный эффект «щита». Предполагается (ср. также Cohen, 1992), что восприятие
социальной поддержки (то есть воспринимаемая поддержка) редуцирует вероятность релевантных для
стресса суждений о событиях и одновременно повышает так называемое нерелевантное, или
позитивное, восприятие окружающего мира (= «benign appraisals»).
Это способствует более
положительной оценке объективных признаков ситуации и их субъективного значения.
3)
Эффект эмоционального облегчения и буферизации. В отношении эмоциональных реакций
многие исследования показывают, что уже одно знание о том, что у тебя есть близкие люди, а тем более
их конкретное присутствие (von Schachter, 1959, называется «social affiliation» (социальная
аффилиация)), может уменьшить эмоциональные реакции, особенно страх и неуверенность, вызванные
какой-то предстоящей или как раз происходящей стрессовой ситуацией, а значит, противодействовать
ей. С другой стороны, отсутствие или недостаток близких лиц и поддержки может непосредственно
ослаблять общее состояние и тем самым повышать подверженность стрессам (Cohen & Wills, 1985).
4) Когнитивный эффект совладания/решения проблемы. Этот механизм воздействия влияет на
когнитивный процесс «secondary appraisal» (вторичной оценки), а значит, и на выбранные при этом цели
совладания и стратегии совладания. Уже одно знание, что можешь привлечь кого-то к решению
определенной проблемы или посоветоваться, уже одна мысль, что близкий человек понимает проблему,
может изменить представление о стрессе и возможностях совладания с ним и в этом смысле
представляет собой когнитивную операцию совладания.
5)
Социальное совладание/помощь в совладании. Еще один путь воздействия касается функций
полученной поддержки. Можно предположить, что реально полученная поддержка — то есть помощь в
совладании — обладает тремя функциями: поддержание конкретных,
релевантных психологических
систем совладания (например: укрепление морали, самоценности, самопродуктивности), активная
поддержка в совладании со стрессом и решении проблем (например, помощь при выработке возможных
решений) и прямое вмешательство в совладание (предоставление денежных сумм, снятие забот). Само
по себе получение социальной поддержки, разумеется, еще не является гарантом успешного совладания
со стрессом. Так, многие авторы (например, Cohen, 1992) отмечают, что необходимо уметь
вчувствоваться в человека, которому тяжело, и обладать некоторым опытом в области пережитого
стресса. Поддержка должна быть адекватной потребностям в адаптации и совладании, возникающим в
связи с конкретной перегрузкой. Только в том случае, если эти условия выполняются, социальная
поддержка действительно позитивно воздействует на результат совладания.
Объединить общие функциональные гипотезы (главный эффект / буферный эффект) с пятью
специфическими гипотезами опосредования — не так уж просто, потому что эти модели имеют разную
разрешающую степень. По строгому определению буферной функции (Schwarzer & Leppin, 1989)
только вариант 3 (эмоциональная разрядка/буферизация) можно считать буферным эффектом; правда,
если посмотреть шире и учесть процесс совладания, то отнести к буферным эффектам можно также
варианты 4 и 5, поскольку при поддержке стресс преодолевается легче. В общем и целом, оба эффекта
Hosted by uCoz