Navigation bar
  Print document Start Previous page
 288 of 947 
Next page End  

расстройств предусматриваются, согласно основным принципам здравоохранения (см. главу 19),
комплексные интервенции, куда входят помимо клинико-психологической интервенции также
медицинская, социально-трудовая интервенция и т. д. При комбинированных интервенциях, или
альтернативных интервенциях, в сфере психических расстройств первоочередное значение имеют
психофармакологические средства (см. главу 24).
Когда интервенции комбинируются друг с другом, то, как обнаруживается при комбинации
клинико-психологической интервенции и психофармакотерапии, это может привести к следующим
эффектам (см. Klerman et al., 1994).
-
Нет эффекта комбинации:
отдельные интервенции эффективны ровно настолько же,
насколько и их комбинация.
-
Позитивный эффект комбинации:
комбинация отдельных интервенций более эффективна, чем
каждая из них в отдельности; эффект комбинации может при этом: (a) представлять собой сумму
отдельных эффектов (аддитивный эффект), (b) быть меньше, чем сумма, но больше, чем самый сильный
из отдельных эффектов, или (c) быть больше, чем сумма отдельных эффектов (потенцирующий
эффект).
-
Негативный эффект комбинации: комбинация отдельных интервенций менее эффективна, чем
каждая интервенция в отдельности.
Какой вариант является правомерным — это вопрос эмпирической природы, причем следует
учесть, что по окончании терапии результаты могут выглядеть иначе, чем спустя какое-то время в
катамнезе. К тому же отдельные интервенции порой преследуют разные цели, и в зависимости от этого
вопрос о комбинированном лечении может ставиться по-разному.
2.8. Клинико-психологическая интервенция и консультирование
Еще один вид услуг, который предлагается здравоохранением, — это консультирование
(counselling)
(генетическое консультирование, консультирование беременных, педагогическое
консультирование; Barker, Pistrang & Elliott, 1994; Dietrich, 1991; Heil & Scheller, 1981; Woolfe & Dryden,
1996). Профессия консультанта существует с давних пор и не только в здравоохранении (например,
профессиональное консультирование, школьное консультирование); занимаются этой деятельностью и
психологи (ср. Counselling Psychology в Американской психологической ассоциации и т. д.). Вопрос о
разграничении консультирования и клинико-психологических форм интервенции (и прежде всего
психотерапии) особенно остро встает в сфере здравоохранения. В этом отношении выдвигаются разные
мнения (см. также Gossweiner, Peternell, Schattovits, Slunecko, Voracek & Widhalm, 1997):
консультирование и психотерапию нельзя однозначно отделить друг от друга; психотерапия есть
частный случай консультирования; консультирование и психотерапия пересекаются друг с другом,
причем эта общая область иногда представляется довольно значительной. Основываясь на систематике,
приведенной в разделе 2, консультирование можно описать следующим образом — пусть не совсем
точно, но все же расставив некоторые акценты:
-
Признак (1) — средства. Точка приложения тоже в эмоциях и поведении, но среди
психологических средств на первом месте стоит передача информации человеку, обратившемуся за
консультацией.
-
Признак (2) — функции интервенции. Консультирование в здравоохранении прежде всего имеет
отношение к гигиене и профилактике; но иногда речь идет и о лечении и реабилитации.
-
Признак (3)
целевая ориентация. В рамках консультации вырабатываются альтернативные
решения предложенной проблемы с целью усовершенствования базы для принятия решения или для
действий, причем решение или изменение как таковое должен осуществить сам человек, обратившийся
за советом, и уже не в рамках консультирования, а самостоятельно. В большинстве же случаев при
клинико-психологической интервенции (тренинг, лечение/психотерапия) и терапии специалист
помогает не только усовершенствовать базу для действий или принятия решений; главным
содержанием интервенции является также проведение в жизнь планируемых изменений. В этом
процессе специалист тоже играет активную роль, а насколько активную — зависит от теоретической
ориентации.
По признакам (4)-(6) консультирование и клинико-психологическая интервенция не
обнаруживают различий. Часто консультирование и психотерапию различают не только в отношении
указанных признаков, но по временнЫм затратам (консультирование: несколько сеансов, обычно 1-5).
На наш взгляд, главный признак, отличающий консультирование в более узком смысле этого
Hosted by uCoz