Navigation bar
  Print document Start Previous page
 321 of 947 
Next page End  

(3) Удовлетворенность пациента. Клинико-психологические интервенции могут привести к
успеху лишь в том случае, когда пациенты принимают терапевтическую обстановку и придерживаются
определенных договоренностей (в том числе и вне терапии). Последнее обозначается понятием
Compliance (согласие) и представляет собой степень соответствия между отношением пациента к какой-
то интервенции и той интервенцией, которую намерен осуществить психотерапевт. Существенной для
этой совместной работы является оценка терапии со стороны пациента как потребителя (Pekarik, 1993),
поэтому при оценке интервенции приходится учитывать среди прочего и удовлетворенность пациента
(Consumer-Satisfaction; Hollon, 1996). Леймкюлер и Мюллер (Leimkuhler & Muller, 1996) указывают,
впрочем, что зарегистрировать удовлетворенность пациента довольно трудно.
(4) Подтверждение практикой. В последнее время действенность, проверенную в
исследованиях, выполненных под хорошим контролем (ср. фазы I—III), стали отграничивать от оценки
действенности в условиях практики (фаза IV). Селигман (Seligman, 1995) понимает под словом
«effectiveness» подтверждение практикой, которое необходимо в качестве дополнительной формы
проверки действенности в исследовании психотерапии (ср. здесь дискуссию у Vandenbos, 1996).
Подтверждение практикой (в немецкоязычных странах иногда ошибочно связывается с
рентабельностью (см. выше)) — это существенный критерий оценки. Но подтверждение практикой
нельзя осуществить только в форме исследования общественного мнения, как при Consumer Report
Survey, потому что отдача часто невелика
(Seligman, 1995). Скорее, нужны обширные исследования
практики, удовлетворительные с методической точки зрения.
(5) Этическое соответствие. Интервенции должны быть не только эффективны и рентабельны,
их надо оценивать и с точки зрения этики (Corey, Schneider-Corey & Callanan, 1993). Особенно
возникает вопрос, совместимы ли друг с другом применяемые средства и цели (несоответствие цели и
средства; «цель не всегда оправдывает средства»); эта проблема встает главным образом при терапии
навязчивостей и при использовании аверсивных методов. Появляются этические проблемы и в тех
случаях, когда в качестве терапевтического средства используется телесно-ориентированная
психотерапия или если методы терапии имеют последствия не только для пациентов, но и для
окружающих (порой нежелательные, с точки зрения окружающих). Поэтому клинико-психологические
интервенции приходится рассматривать и с этической точки зрения.
В следующих разделах мы обсудим различные методические проблемы исследования
интервенции, пользуясь фазовой моделью. Вышеуказанные оценочные критерии имеют значение для
всех фаз и поэтому специально больше не упоминаются.
4. Методика ориентировочной фазы
Для ориентировочной фазы, а отчасти и для пилотажной фазы, имеют значение, среди прочего,
опыт по аналогии и исследования, проведенные на основе единичного случая, потому что новый метод
нередко приходится исследовать эмпирически, не имея точных гипотез.
4.1. Опыт по аналогии
Понятие опыта по аналогии уже обсуждалось в главе 9; здесь же мы остановимся лишь на
специфических для интервенции моментах в дополнение к тому, что уже было сказано выше. Понятие
опыта по аналогии применимо к таким исследовательским работам, которые отображают исследуемую
реальность лишь частично или путем сравнения (Kazdin, 1980). При исследовании интервенции — как и
при этиологическом исследовании — имеют значение следующие отклонения от настоящего положения
вещей (см. главу 9): вид (например, исследования на животных или на человеке); расстройство (как
классификационная переменная или как переменная факторов влияния; количественное и качественное
отклонения от клинических расстройств); методы обследования (сложное расстройство регистрируется
одним методом обследования).
Для клинико-психологической интервенции имеют значение и несколько дополнительных
аспектов:
-
Клиенты/пациенты:
без расстройства; с субклиническим расстройством; с расстройством и
«тяжестью страдания» (например, добровольцы); с расстройством, «тяжестью страдания», желанием
лечения и готовностью участвовать в исследовательской работе (в учреждениях).
-
Психотерапевты:
участие студентов, обученных для интервенции, кандидатов на обучение,
терапевтов с небольшим или большим опытом.
Hosted by uCoz