Navigation bar
  Print document Start Previous page
 322 of 947 
Next page End  

-
Обстановка:
интервенция в лаборатории в форме эксперимента с лицами, которых случайно
распределяют по стандартизированным методам; интервенция в клинической исследовательской среде
(со случайным распределением или без такового); интервенция в повседневной работе клиники.
-
ВременнОе измерение:
интервенция одного сеанса,
нескольких сеансов, вплоть до обычной
длительности психотерапии в практике.
Опыт по аналогии и для интервенции не является противоположным полюсом клинической
реальности. Исследования при сильных отклонениях от истинного положения вещей («опыт по
аналогии») особенно важны для фазы I и в какой-то мере для фазы II.
4.2. Исследования, проведенные на основе единичного случая
Предмет изучения отдельных случаев — анализ какого-то отдельного элемента (например,
личности, группы, общины). Этот элемент подвергается точному наблюдению, описывается, а дальше
его исследуют в экспериментальных условиях, которые систематически варьируются (Reinecker, 1994).
Изучение отдельных случаев особенно хорошо подходит для исследования редких феноменов, но
полезно и для обширного исследования комплексных феноменов в фазе генерирования гипотез.
Поэтому изучение отдельных случаев имеет особое значение для новых подходов интервенции (Jones,
1993).
Отдельные случаи можно излагать по-разному в смысле их содержания: если биография
описывает всю жизнь, то казуистика, или изучение отдельного случая, затрагивает какие-то
специфические аспекты. Методически различают три варианта изучения отдельных случаев:
количественно-экспериментальный (эксперимент отдельного случая); количественно
неэкспериментальный (количественный анализ отдельного случая, например статистический анализ
профиля тестов на предмет выявления различий в субтестах); описательный подход (изучение
отдельного случая).
Для количественного исследования отдельного случая — и особенно для экспериментов
отдельного случая — выдвигалось множество методических предложений, главным образом
касающихся проблемы контрольных условий (Petermann, 1996a). В исследованиях групп контрольное
условие реализуется за счет дополнительных групп (см. выше); при изучении же отдельных случаев
приходится соответствующим образом варьировать условия применительно к одному и тому же
индивиду (обзор планов терапии отдельных случаев: Hersen & Barlow, 1976; Petermann, 1996a).
Простейшая форма представлена в А-В-А-методике (А — контрольное условие, при отсутствии
лечения; В — условие интервенции); следует критически заметить, что проведение интервенции В, как
правило, уже не приводит к исходному состоянию А. Поэтому разрабатывались более комплексные
методики, учитывающие требование внутренней и внешней валидности (например, план с
множественными условиями, находящимися в строго определенных рамках). Для оценки при изучении
отдельных случаев предлагались самые разные методы, например графические методы, анализ
переменных, факторный анализ, серийные временные анализы согласно модели ARIMA, нон-
параметрические методы, анализы тенденций и т. д. (Jones, 1993; Kratochwill, 1978; Reinecker, 1994;
Russell, 1995). Иногда высказываются мнения в пользу сочетания исследования единичных случаев с
исследованиями групп. Множество сложных паттернов данных, полученных в рамках анализа процесса,
подвергается статистической обработке на уровне единицы обследования (личность, пара и т. д.);
полученные таким образом параметры затем обобщаются по всем единицам обследования
(агглютинация). В результате этого увеличивается информативность исследования, проведенного на
основе единичного случая. Правда, можно сделать принципиальное замечание, что проблема индукции
(вывод по поводу одного индивида переносится на другого) возникает не только при изучении
отдельных случаев, но и при исследованиях групп (вывод по поводу одной группы переносится на
индивида, не принадлежащего к этой группе), поскольку в основном используются нерепрезентативные
выборки.
Hosted by uCoz