Navigation bar
  Print document Start Previous page
 327 of 947 
Next page End  

воздействие когнитивного переструктурирования дисфункциональных мыслей на настроение;
изменение избегающего поведения с помощью тренинга конфронтацией).
Все эти варианты дополняют друг друга и только как единое целое представляют собой
суммарный анализ процесса. Так, можно в течение нескольких терапевтических сеансов наблюдать
паттерны взаимодействия и сравнивать их друг с другом; в результате мы получим анализ (в течение
нескольких сеансов) паттернов течения (соответственно за сеанс). При комбинированном исследовании
процесса—успеха соответствующие процессы, или аспекты, изменения следует представить суммарно,
в пересчете на продолжительность всей интервенции, и соотнести с успехом (например, для
исследования процесса: Bastine, Fiedler & Kommer, 1989; Greenberg & Newman, 1996).
Помимо специфической содержательной интерпретации процесса или процесса-успеха, они
должны быть уточнены по следующим четырем пунктам (Orlinsky, Grawe & Parks, 1994):
-
Перспектива наблюдения. Зависит от источника данных: пациенты, психотерапевты или
наблюдатели, не включенные в терапевтический процесс, могут по-разному видеть происходящие
процессы, и это следует учитывать при интерпретации.
-
Процесс терапии
процесс изменений. Терминологически следовало бы различать процесс
терапии (например, выводы об изменениях, происходящих в терапевтическом процессе, делаются с
ориентацией на гипотезы; см. главу 22.1) и процесс изменений (например, наблюдаемые изменения,
происходящие с пациентом в течение терапии, безотносительно конкретной теории).
-
ВременнОе течение
каузальное течение. Необходимо отличать описательные временнЫе
ряды от причинных цепочек.
-
Временной отрезок. Можно проводить микроанализ отдельных проявлений, а можно анализ
всей фазы лечения (см. выше), и то и другое — анализ процесса.
Чтобы более точно исследовать взаимодействия, в рамках исследования процесса иногда
используют эксперимент, когда психотерапевт систематически варьирует определенные аспекты
действий и наблюдает соответствующие эффекты. Для исследования процесса существует множество
методов (Ogles, Lambert & Masters, 1996; Laireiter & Baumann, 1996): часто применяются опросники для
оценки терапевтического сеанса психотерапевтом и пациентом; для анализа терапевтического сеанса
можно позаимствовать из исследования взаимодействий методы сторонней (внешней) оценки. Чтобы
провести тонкий анализ, требуются дополнительные методы обследования и техники регистрации
(видео, аудио). Очень большую роль играет анализ невербального (например, Fassnacht, 1995; Wallbott,
1994) и вербального поведения (например, Kachele, Novak & Traue, 1989; Koch & Schofer, 1986; Schaap
et al., 1993; Schindler, 1991). Orlinsky, Граве и Паркс (Grawe & Parks, 1994) считают, что решающими
признаками исследуемого процесса являются: формальные (например, социальные рамки терапии:
понимание ролей), технические (терапевтическая интервенция), межличностные (терапевтические
отношения), внутриличностные (установка пациента по отношению к терапии), клинические
(терапевтическая реализация) и временнЫе аспекты (длительность терапии).
Для полноты информации при анализе процесса требуются электронная обработка данных и
адекватные, нередко мультивариантные, статистические методы (например, Russel, 1995; Gottman &
Rushe, 1993). То и другое сегодня реализуется очень разнообразно; для оценки данных привлекаются
среди прочего методы статистики единичных случаев (см. раздел 4.2); но можно оценивать результаты
и методами групповой статистики, используя соответственно характеристики отдельных процессов как
мультивариантный вектор данных для групповой оценки.
6. Методика тестовой фазы
Задача тестовой фазы (фаза III) — обеспечить технику интервенции по возможности широкой
эмпирической базой. Во-первых, желательны так называемые мультицентрические исследовательские
работы, когда несколько учреждений составляют общий план эксперимента. Такой метод несет с собой
определенные проблемы (например, координация, стандартизация), на которых здесь мы не будем
останавливаться. Но не менее важна и репликация данных, проведенная путем независимых друг от
друга исследований (перекрестная валидизация). Кроме того, при реализации разных исследований
встает вопрос: как обобщить данные отдельных работ и какие рекомендации по лечению вытекают из
литературы. Ниже предлагаются два подхода: метаанализ и каталоги критериев, рекомендации лечения.
Оба подхода имеют значение также для интеграции данных фазы IV (практический контроль).
6.1. Метаанализ
Hosted by uCoz