Navigation bar
  Print document Start Previous page
 336 of 947 
Next page End  

Health) (например, Gutzwiller & Jeanneret, 1996) и в педагогически-психологических публикациях
(например, Perrez, 1994).
2. Специфическая и неспецифическая профилактика и укрепление здоровья
Целью профилактики и укрепления здоровья может быть или предотвращение конкретных
расстройств, или уменьшение риска заболеваний вообще. В первом случае говорят о специфической
профилактике (и укреплении здоровья), а во втором — о неспецифической.
Специфическая
профилактика направлена на смягчение конкретных психических расстройств и органических болезней,
к примеру. Стрессовая программа для снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний.
Неспецифические же программы предназначены для улучшения биопсихосоциальных условий жизни в
общем смысле; например создание бОльших возможностей контроля за состоянием пожилых людей в
домах престарелых или изменение двигательной активности и пищевого поведения в целях снижения
риска заболеваний.
2.1. Неспецифическая профилактика и укрепление здоровья
Важный неспецифический подход в истории новейшего профилактического движения был
предложен Капланом (Caplan, 1964). Согласно ему, для того чтобы вырасти здоровым и сохранить
здоровье, индивид должен быть обеспечен базисными благами («basic supplies»), необходимыми для
жизни и развития. К таковым прежде всего относятся:
-
материальные базисные блага пища, жилье, качество жилья (оформление интерьера, место
для игр и т. д.),
-
психосоциальные базисные блага, такие как внимание, принятие, социальная поддержка и т. д.,
а также
-
социокультурные базисные блага, т. е. ценности, роли или основные права в обществе.
По Каплану, расстройства возникают в том случае, если индивид долгое время недостаточно
участвует в распределении одного или нескольких жизненно важных базисных благ. Однако
вероятность возникновения расстройства зависит не только от окружающего мира, но и от условий,
которые заключены в самом индивиде.
То, насколько быстро сказывается вредное воздействие
перегрузок или потенциально болезнетворных факторов, определяется специфическими
индивидуальными признаками. Таковыми являются, в частности, степень уязвимости или
компетентность в совладании с перегрузками и умение организоваться в отношении жизненно важных в
данном случае базисных благ. К источникам происхождения расстройств, связанным с самим
индивидом, Каплан причисляет и временные кризисы,
т. е. нарушения психического равновесия либо
более или менее запрограммированными критическими жизненными событиями, либо
непредсказуемыми сильными стрессами, такими как развод, смерть близкого и тому подобное (ср. главу
17). Исследование групп риска и исследование жизненных событий занимается в том числе и
профилактическими возможностями, касающимися кризисов. Таким образом, окружающая среда и
индивид —
это два потенциальных источника происхождения психических расстройств, и их
взаимодействием обусловливается здоровое или нарушенное развитие. В то же время эти источники
происхождения представляют собой и две потенциальные цели для профилактических мероприятий.
Проиллюстрируем это следующей схемой (см. табл. 21.1) на примере неспецифической профилактики у
детей.
Таблица 21.1. Примеры неспецифических профилактических целей в воспитании
Источники расстройств
Возможные профилактические цели
(1) Индивидуальные источники происхождения
общие:
-
недостаток навыков и умений
- уязвимость
общие:
-
формирование навыков и умений
- содействие развитию личности
специальные:
-
дисфункциональный копинг
- недостаток метакогнитивных навыков и
умений
- физическая недостаточность
специальные:
-
формирование копинг-стратегий
- приобретение метакогнитивных навыков и умений
- обучение компенсаторным навыкам и умениям
Hosted by uCoz