Navigation bar
  Print document Start Previous page
 370 of 947 
Next page End  

другими переменными, а не соотносить между собой только признаки ожидания и переменные
воздействия. Эту оценку, относящуюся к состоянию данных на 1986 г., в общем и целом можно считать
верной и сейчас.
-
И наконец, еще одна переменная пациента, влияющая на успех терапии, — это интенсивность
и форма расстройства.
Вполне естественно, что прогноз терапевтического успеха не в последнюю
очередь определяется именно этим.
Ни переменные психотерапевта, ни переменные пациента нельзя считать интраиндивидуально
независимыми друг от друга; они состоят в интериндивидуальном взаимодействии, что затрудняет их
эмпирическое исследование.
7. Общие для всех методов признаки диады психотерапевт—пациент
Признаки диады психотерапевт—пациент характеризуют структуру отношений между
оказывающим помощь и нуждающимся в помощи, и их нельзя сводить к характеристикам одного или
другого партнера по интеракции. Применительно к психотерапии выдвигались среди прочего
следующие признаки диады, имеющие значение для терапевтического процесса.
-
Взаимная межличностная привлекательность,
или симпатия, означает, в какой мере два
человека имеют по отношению друг к другу позитивные установки, насколько тот и другой
представляют ценность друг для друга (ср. Mikula, 1977). Психологические гипотезы обмена позволяют
делать прогнозы о поддержании терапевтических отношений. В исследовании психотерапии этот
вопрос, в частности, исследовали в аспекте взаимного принятия между психотерапевтом и пациентом.
Позитивное влияние этого признака диады («reciprocal affirmation») на успех лечения было доказано во
многих работах. Орлински, Граве и Паркс (Orlinsky, Grawe & Parks, 1994) в своем обзоре
соответствующих исследований выявили, что из 32 результатов 78% говорят об отчетливо позитивной
связи с переменными воздействия.
-
Другой аспект диады — это соответствие (соразмерность) характеристик психотерапевта и
пациента, в смысле сходства или дополнения личностных признаков. Эмпирические данные по этому
вопросу весьма разнородны (Zimmer, 1983; Garfield, 1994).
-
К признакам диады принадлежат также формальные признаки взаимодействия
психотерапевт—пациент,
такие как ритм обмена репликами, реципрокность социального
подкрепления или наказания и т. д. Для регистрации этих признаков взаимодействия были предложены
и апробированы соответствующие инструменты исследования (Benjamin, 1987), хотя их связь с
переменными результата до сих пор твердо не установлена.
8. Общие для всех методов переменные институционального, социального и
социокультурного контекста
1) Процесс лечения или психотерапии происходит, естественно, в каком-то институциональном
и организационном контексте,
что несомненно влияет, как отмечает Бастин (Bastine, 1988), на
терапевтические условия. Территориальная и экономическая доступность какого-то учреждения
сказывается на отборе пациентов, которые этим учреждением пользуются. Деревенские жители,
живущие далеко от столицы округа, где находится ближайшая психологическая консультация, и
вынужденные пользоваться общественным транспортом, с меньшей вероятностью обратятся в это
учреждение, чем городские жители (ср. Kupper, 1986). Другим порогом являются тарифы учреждения,
если оплата должна производиться пациентами. В роскошные клиники обращается не та же самая
публика, что в общественные психосоциальные центры (ср. главу 19). Прямое влияние на ожидание
успеха пациентом оказывает и социальный престиж учреждения, обусловленный, в частности,
концепцией лечения, наличием известных специалистов и т. д.
2) Терапевтический процесс зависит также от социального окружения пациента. Пациенты,
которые чувствуют поддержку со стороны окружения,
имеют лучший прогноз вне зависимости от
терапевтического метода (Bankoff & Howard, 1992; Gaston, Marmar, Thompson & Gallagher, 1988).
Согласно буферной гипотезе, социальная поддержка эффективна при стрессах. Лица, имеющие более
сильную социальную поддержку, испытывают в дополнение к терапии еще один фактор влияния,
редуцирующий стресс (ср. главу 17).
3) Кроме тесных рамок непосредственного институционального и социального окружения на
терапевтический процесс вне зависимости от метода разнообразно влияют социокультурные факторы.
Hosted by uCoz