Navigation bar
  Print document Start Previous page
 543 of 947 
Next page End  

Критерии качества
диагностики которого является явная недостаточная способность к усвоению навыков чтения и
правописания при хорошей способности к учению по другим предметам и среднем уровне интеллекта.
Такие расстройства могут проявляться и в других областях (например, нарушение счета или
расстройство экспрессивной речи).
Вторая подгруппа этих расстройств, напротив, характеризуется обширными и
продолжительными нарушениями, объясняющимися умственной недостаточностью. При этих
расстройствах исходят из явно ограниченных способностей к научению и развитию, причем нарушения
касаются прежде всего научения реакции различения, образования понятий и научения правилам, а
также имитационного научения. При аутистических расстройствах в основном затруднено социальное
научение; лица, подверженные расстройству, демонстрируют интерес к своему социальному
окружению в значительно меньшей степени, чем здоровые индивиды, они в очень незначительной
степени реагируют на социальные импульсы и обучаются социальному поведению (например,
общению, пониманию речи, процессам социального взаимодействия). На них в меньшей степени
влияют социальные стимулы развития, так что с течением времени возникает явная общая задержка
развития.
Расстройства научения могут быть также и сопутствующими признаками органических психозов,
например деменций или алкогольных психозов. При этом расстройства научения появляются при
дефиците восприятия и переработки информации, а также при нарушениях памяти. Характерные
расстройства научения возникают также при шизофрении, причем серьезные расстройства мышления
делают невозможной прежде всего предметно-логическую обработку учебного материала. Расстройства
научения при повреждениях мозга возникают на основе снижения побуждений, возникающего
недостатка концентрации внимания (например, при синдроме фронтальных долей головного мозга), а
также нарушений памяти и повышенной раздражительности (например, при контузиях).
2. Диагностика
При диагностике затруднений при овладении навыками речь прежде всего должна идти о том,
чтобы установить степень расстройства научения и определить на будущее ожидаемую способность к
учению. Поэтому диагностика сводится к следующему:
-
оценка предпосылок научения, производимая с помощью тестирования уровня знаний, а также
исследования функций (например, функции памяти, способности концентрации внимания);
-
оценка потенциальных способностей к научению с помощью так называемого динамического
тестирования. Для этого тестирование на интеллект и способности организуют так, чтобы первое
тестирование проходило в обычных (стандартных) условиях, а второе — лишь после специфической
интервенции (например, передачи определенных сведений (знаний), обучения некоторой стратегии
решения предлагаемых тестов). Тенденция улучшения результатов от первого ко второму тестированию
дает право сделать вывод о принципиальной обучаемости клинических пациентов (например,
гериатрических пациентов; пациентов с шизофренией; лиц, перенесших черепно-мозговую травму; см.
Wiedl & Guthke, 1996);
-
учет прежних результатов научения прежде всего с помощью тестов школьной успеваемости и
профессиональных знаний (определение эрудиции должно касаться области знаний, относящейся к
роду деятельности испытуемого), а также с помощью комплексных методов оценки (например,
социальной независимости, в случае умственной недостаточности — способностей, необходимых в
повседневной жизни).
Табл. 28.1.2 дает обзор различных методов. В ней, правда, не приводятся экспериментальные
подходы к диагностике обусловливания и готовности к габитуации, так как они находятся еще в
состоянии становления и не нашли пока на практике широкого применения, т. е. еще не стали нормой
для практикующих специалистов (см. табл. 28.1.2).
Таблица 28.1.2. Диагностика расстройств научения
Метод / Автор
Область применения
Краткое описание
Оценка
Hosted by uCoz