Navigation bar
  Print document Start Previous page
 630 of 947 
Next page End  

активизация мотивационных когниций; 2) формирование желаний совершить действия; 3) выбор между
желанием действий и формированием намерений; 4) дифференциация намерений, начало действий и их
осуществление; 5) последующая оценка действий и их последствий (см. также Gollwitzer, 1996). Ниже
будут коротко представлены процессы и расстройства этих пяти фаз. В заключение вкратце будет
рассмотрено значение процедурной мотивации.
2.1.1. Фаза активизации: цели, ожидания, значимость
Выбору между альтернативными действиями и их осуществлению обычно предшествует
активизация когниций, относящихся к действиям. При этом речь идет о представлениях, связанных с
действиями, о достигаемых с их помощью целях, о побочных эффектах и благоприятных для действий
ситуациях (т. е. о когнициях цели, ситуации, действия и последствия). С точки зрения теории
«ожидания—значимости» (Erwartungs-Wert-Theorie) такие когниции охватывают прежде всего
представления о связях и субъективной вероятности соответствующих событий, а также о субъективной
значимости этих событий (см. Heckhausen, 1989). Таким образом, речь идет по большей части об
ожиданиях и когнициях значимости.
Насколько сильным будет активизация — зависит от
повторяющегося восприятия ситуативных раздражителей («усиление раздражителей»; Kuhl, 1983) и
мысленной разработки будущих действий и их целей с помощью образных представлений
(«воображение»). Расстройства этой фазы могут касаться процессов и содержания активизированных
когниций.
Расстройства мотивационного процесса во время этой фазы могут состоять, с одной стороны, в
том, что процесс идет неправильно и протекает недостаточно дифференцированно — в результате чего
не возникает ясных представлений о цели, ожиданиях и значимости (обеднение фазы активизации).
Причина этого может крыться в дефиците эмоций. Наряду с этим отсутствие активизации нового
мотивационного процесса может объясняться тем, что нереалистичные, невыполнимые намерения не
исчезают («дегенеративные интенции»; Kuhl, 1983), а продолжают дальше существовать и снова и
снова проникают в сознание. В крайнем случае на этом этапе вообще не возникает активизация
мотивационных когниций (например, при определенных депрессивных или шизофренических
состояниях).
Другая, не менее важная возможность расстройства состоит в том, что мотивационные когниции
активизируются, а затем начинают колебаться то назад, то вперед, так что процесс задерживается или
совсем прекращается. Они являются составными частями чрезмерной фиксации на актуальном
положении вещей (Kuhl, 1983,
1996; Kuhl & Beckmann, 1994). Под «фиксацией на актуальном
положении вещей» (Lageorientierung) следует понимать мысленную концентрацию на ситуативных
обстоятельствах и возможности в ущерб концентрации на начале действия и на выполнении действия.
Содержательные расстройства с точки зрения ожиданий могут состоять в том, что возникают
негативные ожидания (т. е. страдающий этим расстройством человек, например, думает, что значимая
для него цель является недостижимой). Причины этого могут лежать в негативной интерпретации
предшествующего опыта и настоящей ситуации, которые могут восходить, с одной стороны, к
негативным представлениям о своих способностях и к интервальной каузальной атрибуции негативных
событий, с другой (см. ниже).
Кроме того, в фазе активизации может возникнуть недостаток или избыток значимости.
В
случае недостатка значимости человеку все безразлично; он не видит, каких важных целей необходимо
достичь. К непосредственным причинам такого нарушения относится прежде всего недостаток
позитивных чувств, которые в норме связаны с действиями или достижением цели. Другая
непосредственная причина может состоять в недостаточной разработанности значимости, т. е. прежде
всего слишком слабых и слишком мало детализированных чувственных представлениях о действиях и
достижении желаемых целей. Более далекие причины могут заключаться в общих проблемах развития
идентичности и личностных целей (Brunstein & Maier, 1996). Но и чрезмерно высокая значимость может
представлять собой проблему. Это справедливо как для чрезмерно позитивной значимости (если,
например, очень много целей и действий одновременно переживаются как важные), так и для чрезмерно
негативной значимости (которая заключается в предвосхищении негативных эмоций и ведет к
мотивации избегания).
2.1.2. Формирование желаний совершить действие (мотивация выбора)
Hosted by uCoz