Navigation bar
  Print document Start Previous page
 734 of 947 
Next page End  

испытуемых, не отягощенных болезненной наследственностью (ср. Rist & Cohen, 1991).
Второй большой темой экспериментально-психологического исследования шизофрении
являются нарушения мышления. Они довольно широко изучались в последние годы в аспекте
ассоциативных сетей (assoziativen Netzwerke). В многочисленных исследованиях ассоциаций, которые
проводятся с 30-х годов, испытуемые с диагнозом «шизофрения» реже называли в ответ на слово-
раздражитель обычное слово, чем здоровые испытуемые. При повторных опытах с теми же словами их
ассоциации заменялись новыми чаще, чем ассоциации у здоровых испытуемых. В рамках сетевых
подходов эти данные интерпретировались как свидетельство того, что у пациентов с шизофренией
отсутствует тормозящее влияние в процессе образования ассоциаций. Определенную ограниченность
исследований ассоциаций в последние годы преодолела психолингвистика с помощью задач на выбор
тех или иных слов («lexical decision tasks»). Так, например, испытуемым с помощью тахистоскопа
предъявляется некоторая последовательность букв, в которой присутствуют как слова, так и
бессмысленный набор букв, и им необходимо отличить слова от не-слов. Для исследования процессов
торможения и ассоциативного «проторения» в семантических сетях перед целевым словом
предлагались слова с различными ассоциативными связями. По сравнению с предъявлением не
родственного слова предъявление семантически родственного слова ускоряло узнавание целевого
слова. При этом оказалось, что именно пациенты с нарушенным мышлением, которые при диагностике
продуктивности скорее терпели неудачу, в этом эксперименте показывали более выраженный
семантический эффект ассоциативного «проторения». И предъявление слов, которые были связаны с
целевым словом только через промежуточные звенья, уже приводило пациентов с нарушениями
мышления к эффекту ассоциативного «проторения» (ср. Spitzer, 1993).
Исследования нейрокогнитивных факторов оказали существенное концептуальное и
практическое влияние на понимание клинической картины расстройства, например они выявили
ответное воздействие формальных расстройств мышления на процессы семантической активизации.
Поскольку такие исследования ограничиваются сравнением больных шизофренией с контрольной
группой, невозможно решить, представляют собой найденные отклонения от нормы только
сопутствующие явления острого заболевания или действительно указывают на основное расстройство.
Для этого потребовалось бы доказать наличие таких отклонений от нормы еще до начала болезни. Но
так как болезнь, как показала рабочая группа Хефнера, зачастую начинается в виде неспецифических
симптомов за несколько лет до первичного обращения за помощью, то этого доказать не удается. В
качестве альтернативы предлагаются три стратегии: обследование пациентов в состоянии ремиссии,
обследование детей родителей, больных шизофренией, и обследование шизотипических лиц. И в таких
исследованиях отмечают расстройства процессов внимания. Их цель — идентифицировать способы
когнитивной переработки, которые объясняют различные этапы во взаимодействии генетического риска
и дополнительных перегрузок биологического и психосоциального рода при возникновении
шизофрении.
5. Психосоциальные факторы
5.1. Преморбидные условия социализации
Ретроспективный опрос с целью выявления особых условий развития лиц, позднее заболевших
шизофренией, обладает ограниченным значением, так как он из-за целого ряда факторов может дать
искаженные данные (дополнительно о социализации см. главу 14). Более надежная информация о
ситуации в семье тех, кто позднее заболел шизофренией, содержится в сообщениях, сделанных до
начала заболевания. В уже упомянутом датском лонгитюдном исследовании детей, у которых матери
были больны шизофренией, в школьном возрасте оценка их поведения производилась учителями. У
юношей, которым позднее был поставлен диагноз «шизофрения», было зарегистрировано значительно
больше нарушений школьной дисциплины; но они же оценивались как более тревожные и склонные к
уединению (John, Mednick & Schulsinger, 1982). Информация о детях, которые позднее
диагностировались как заболевшие шизофренией, содержится также в записях консультационных
центров по вопросам воспитания в городах Бостон и Сент-Луис (ср. Straube & Oades, 1992). В качестве
преморбидных свойств лиц, позднее заболевших шизофренией, в бостонском исследовании
подчеркивались социальный уход, недостаточный контроль импульсов и тенденция к причудливым
способам поведения. В Сент-Луисе, напротив, в качестве таких особенностей было выделено прежде
всего антисоциальное и невротичное поведение. Именно эта различная характеристика преморбидной
Hosted by uCoz