Navigation bar
  Print document Start Previous page
 793 of 947 
Next page End  

истолкования симптомов (например, когнитивные стили / схемы о значении внутренних
раздражителей). Обеспокоенность тем, что паническая атака может повториться, также может привести
к повышенному уровню тревоги и возбуждения.
Необходимо отметить, что психофизиологическая модель подкреплена большим количеством
доказательств (Margraf & Schneider, 1996). Так, например, было установлено, что панические атаки
зачастую начинаются с восприятия определенных физических ощущений и пациенты с паническим
расстройством склонны к тому, чтобы ассоциировать эти ощущения с опасностью. Далее было
показано, что пациенты с паническим расстройством по сравнению со здоровыми лицами из
контрольной группы или лицами с другими тревожными расстройствами считают более вероятным, что
физиологические реакции могут причинить им большой вред. Также было подтверждено, что пациенты
с паническим расстройством демонстрируют избирательное внимание к раздражителям, которые могут
указывать на физическую опасность. Также существование позитивной обратной связи между
воспринятыми физическими симптомами и тревожными реакциями было доказано с помощью
неправильной обратной связи частоты сердцебиений. Однако эта модель не может ответить на один
существенный вопрос, а именно почему вообще возникает самая первая паническая атака. Играет ли
здесь роль специфическое генетическое наследование, нельзя с достаточной убедительностью вывести
из выше рассмотренного накопления симптоматики в семье. Возможно, так передается только
неспецифическая уязвимость, в то время как на формирование специфического расстройства, скорее
всего, оказывают влияние факторы внешней среды (Andrews, Stewart, Allen & Henderson, 1990; Kendler,
Neale, Kessler, Heath & Eaves, 1992). Представление о том, как может происходить психологическая
передача панического расстройства, дают исследования Элерса (Ehlers, 1993) и Шнейдера (Schneider,
1995). Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что эмпирические данные указывают на большое
значение для возникновения панического расстройства специфического опыта, полученного
пациентами в детском и подростковом возрасте. Важным средовым фактором для возникновения
панического расстройства может быть реагирование родителей на релевантные для паники симптомы. С
точки зрения современной науки, большое значение для передачи имеет научение по моделям.
Другой важной теорией, получившей широкий отклик в научных кругах, является теория
гипервентиляции (Ley, 1987). Эта теория предполагает, что причиной возникновения панического
расстройства является гипервентиляция. Правда, основные гипотезы не получили эмпирического
подтверждения. Ни хроническая, ни актуальная гипервентиляция не проявляется при панических атаках
регулярно. Напротив, было замечено, что более существенную роль играют когнитивные факторы. Так,
при гипервентиляции с помощью соответствующих инструкций могут быть вызваны или устранены
субъективные и физиологические тревожные реакции. Маграф и Шнейдер (Margraf & Schneider, 1996)
указывают на то, что на сегодняшний день гипервентиляция обладает значимостью не столько как
этиологическая теория, сколько как терапевтический подход. Гипервентиляция может использоваться
для провокации у лиц с паническими расстройствами пугающих физических симптомов, с целью их
переработки путем реатрибуции.
Другие авторы, например Бек и Эмери (Beck & Emery, 1985), в рамках похожих гипотез,
напротив, рассматривают когнитивные факторы в качестве решающих для возникновения и развития
панического расстройства (когнитивные теории научения). Согласно этой концепции, неопасные
ситуации неадекватно интерпретируются пациентами как опасные. В качестве особого фактора для
агорафобического избегающего поведения называется скрытый страх перед ситуациями, которые и на
самом деле могут оказаться опасными (например, тесное, замкнутое пространство, переполненный
покупателями магазин, определенные социальные ситуации и т. п.). При ситуативных стрессах лицам с
паническим расстройством часто бывает сложно привести свои эмоциональные реакции в соответствие
с ситуацией и проверить содержание возникающих (чрезмерных) страхов.
2.3.2. Подходы к объяснению агорафобии
В рамках психологических теорий научения наибольшим влиянием среди теоретических
подходов к объяснению фобических расстройств, в том числе и агорафобии, пользуется, прежде всего,
так называемая «теория двух факторов» (Zwei-Faktoren-Theorie). Еще и сегодня эта теория используется
как основа для определения показаний к терапии агорафобического избегающего поведения. Теория
двух факторов (Mowrer, 1960) предполагает, что при фобиях изначально нейтральный раздражитель,
возникший в результате травматического события, ассоциируется с основным мотивированным
тревогой состоянием (классическое обусловливание) и следующее за этим избегание такого — уже
Hosted by uCoz