Navigation bar
  Print document Start Previous page
 860 of 947 
Next page End  

лечением этого расстройства, представляют понятие генерализации раздражителей (= перенос на
другие, не связанные с терапией ситуации) и стабильность результатов. Эффективность того или иного
лечения оценивается по тому, в каком объеме проявляется приобретенное поведение в различных
окружающих условиях и в поведенческих взаимосвязях и остается ли оно стабильным. Кегель и Кегель
(Koegel & Koegel, 1987) рекомендуют два пути повышения генерализации:
-
Последовательная модификация. В этом случае целенаправленно занимаются теми способами
поведения, при которых до сих пор не происходило генерализации. Тренинг проводится по
возможности с учетом всех сфер окружающей ребенка среды и до тех пор, пока не наступит спонтанная
генерализация. При таком подходе значимые для ребенка лица используются как ко-тренеры.
-
Тренинг в реальных условиях. Предполагается, что естественная для ребенка обстановка в
наибольшей степени пригодна для того, чтобы вызвать правильные реакции и повысить тем самым
вероятность спонтанной генерализации на похожее поведение и похожие ситуации. Ослабление
жесткой связанности стимула с определенной ситуацией происходит за счет того, что используются
естественные материалы и подкрепление со стороны лиц, окружающих ребенка в повседневной жизни
-
Меры по улучшению генерализации. Естественно, что в каждом конкретном случае проблемного
поведения ребенка есть специфические причины, по которым затруднена генерализация результатов.
Гольдштейн и Келлер (Goldstein & Keller, 1987) предложили специальные пособия для проведения
психологических мероприятий с агрессивными детьми. Некоторые общие рекомендации (по Goetz &
Sailor, 1988) предлагаются в табл. 39.2.6.
Таблица 39.2.6. Меры по улучшению генерализации:
- Поддержка способов поведения, необходимых и желательных в естественном окружении.
- Тренинг в различных условиях.
- Привлечение к терапии значимых лиц и соответствующего окружения (в школе и дома).
- Ориентация на процессы, возникающие естественным путем, а не на вызванные
терапевтически.
- Подкрепление самооценки, способствующей адекватному поведению.
- Поддержка новых, адекватных способов поведения.
- Вовлечение в терапию ровесников в качестве реальных моделей.
Были разработаны также (Goetz & Sailor, 1988) конкретные меры по мотивации детей к освоению
и долговременному применению нового поведения. С позиций психологии развития предполагается,
что навыки генерализуются в том случае, если ребенок понимает их необходимость. Осваиваемое
поведение должно быть желанно и приобретаться в социальном контексте, включающем
взаимодействия между людьми. Навык может возникнуть только в конкретной ситуации, требующей от
ребенка этого навыка (например, приготовление еды на кухне). Ребенок должен часто использовать
навык; он должен соответствовать уровню его психологического развития и возрасту, а также делать
его независимым. Навыки должны быть адаптируемыми, т. е. достаточно конкретными, чтобы быть
узнанными, и достаточно общими, чтобы их можно было адаптировать к различным требованиям.
10. Литература
Asher, S. R. & Hymel, S. (1986). Coaching in social skills for children who lack friends in school.
Sodal Works in Education, 8, 205-218.
Barkley, R. A. (1990). Attention deficit hyperactivity disorder. A handbook for diagnosis and treatment.
Hove, East Sussex: Guilford.
Barkley, R. A., Fischer, M., Edelbrock, C. S. & Smallish, L. (1990). The adolescent outcome of
hyperactive children diagnosed by research criteria: an 8-year prospective follow-up study. Journal of
the
American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 29, 546-557.
Brown, R. T., Borden, K. A., Wynne, M. E., Spunt, A. L. & Clingerman, S. R. (1987). Compliance with
pharmacological and cognitive treatments for attention deficit disorders.
Journal
of Academy of Child and
Adolescent Psychiatry, 26, 521-526.
Camp, B. W. & Bash, M. A. S. (1985). Think aloud: Increasing social and cognitive skills A problem
solving program for children. Champaign, IL: Research Press.
Campbell, M., Anderson, L. T. & Green, W. H. (1983). Behavior disordered and aggressive children:
New advances in pharmacotherapy. Journal of Development Behavioral Pediatrics, 4, 265-271.
Hosted by uCoz