Navigation bar
  Print document Start Previous page
 888 of 947 
Next page End  

Reiter, L. (1983). Gestorte Paarbeziehungen: theoretische und empirische Untersuchung zur
Ehepaardiagnostik. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht.
Reiter, L. & Steiner, R. (1982), Gruppentherapie mit nachfolgender Selbsthilfegruppen.
Partnerberatung, 19, 133-144.
Revenstorf, D. (1985). Psychotherapeutische Verfahren, Bd. IV. Stuttgart: Kohlhammer.
Scholz, O. B. (1987). Ehe- und Partnerschaftsstorungen. Stuttgart: Kohlhammer.
Selvini-Palazzoli, M. S., Boscolo, L., Cecchin, G. & Prata, G. (1977). Paradoxon und Gegenparadoxon.
Stuttgart: Klett-Cotta.
Stierlin, H. (1992). Von der Psychoanalyse zur Familientherapie. Munchen: dtv.
Touliatos, J., Perlmutter, B. F. & Strauss, M. A. (1989). Handbook of family measurment techniques.
Newbury Park: Sage Publ.
Walsh, F. (1993). Normal family processes. New York: Guilford.
Wendt, H. (1979). Integrative Sexualtherapie. Munchen: Pfeiffer.
Westhoff, G. (Hrsg.). (1993). Handbuch psychosozialer Me?instrumente. Gottingen: Hogrefe.
Willi, J. (1975). Die Zweierbeziehung. Reinbek: Rowohlt.
Zimmer, D. (1985). Sexualitat und Partnerschaft. Munchen: Urban & Schwarzenberg.
Zimmer, D, (1989). Fragebogen zur Sexualitat und Partnerschaft (2. Aufl.). Tubingen: Deutsche
Gesellschaft fur Verhaltenstherapie.
41.2. Расстройства отношений и сексуальные расстройства: интервенция
Дирк Ревеншторф и Элсбет Фрейденвельд
1. Введение
Психические расстройства допустимо рассматривать как дисфункцию психических механизмов.
Отдельные терапевтические школы рассматривают чаще всего лишь некоторые из этих механизмов, в
то время как в этой книге в основу положено рассмотрение с точки зрения общей психологии. Такими
сепаратными процессами могут быть энергия (в психоанализе), контакт (в гештальт-терапии),
когнитивные процессы (в рационально-эмотивной терапии), механизмы научения (в поведенческой
терапии) или поиск смысла жизни (в логотерапии). Кроме того, психические расстройства можно
рассматривать как расстройства отношений как в случае свободных партнерских отношений (терапия
пары), так и внутри первичной семьи (семейная терапия). Так как большинство терапевтических школ
показало в метаанализе высокую эффективность (Grawe, Donati & Bernauer, 1994), кажется вполне
целесообразным рассмотреть различные психические механизмы вместе. В прим. 41.2.1
продемонстрирован пример такого рассмотрения.
Примечание 41.2.1. Различные уровни рассмотрения
Уровень первичной семьи. Тридцатилетняя замужняя женщина, мать двух мальчиков десяти и
восьми лет; с момента рождения последнего ребенка у нее начала развиваться агорафобия с
паническими атаками. Постепенно она перестала выходить из дома и в конце концов делала это только
в сопровождении мужа. Она часто боялась, что с ней может случиться сердечный приступ, в результате
чего у нее возникала гипервентиляция, так что клиентку несколько раз увозили с улицы в больницу на
скорой помощи. Функционально этот случай можно классифицировать по-разному, в зависимости от
того, какой психический процесс ставить в центр рассмотрения.
Экзистенциальный уровень. Экзистенциальный кризис у женщины имел своей причиной то, что
она стояла на пороге очередного жизненного цикла, когда она могла бы больше времени уделять своим
интересам, вступать в новые отношения и придать своей жизни новый смысл. Симптомом является
решение, которое освобождает ее от ответственности и необходимости дальнейшего личностного
развития и одновременно усиливает ее отношения с мужем, поскольку муж охотно о ней заботится.
Уровень эмоций. Чувство бессилия, связанное с мыслью «Я ни на что и ни на кого не могу
повлиять», может быть интерпретировано как следствие чрезмерного покровительства ее матери. В
детском возрасте у клиентки было недостаточно возможностей научиться «поисковому» поведению, ее
любознательность мало поощрялась, у нее было недостаточно опыта успешного выхода из опасных
ситуаций (см. раздел 3).
Когнитивный уровень. Мысли, сопровождающие развитие симптома, содержат, с одной стороны,
Hosted by uCoz