Navigation bar
  Print document Start Previous page
 932 of 947 
Next page End  

Hauser, 1993; см. также по этому поводу Rauen, 1996). Коррекция иррациональных профессиональных
мифов, проявляющихся прежде всего в рамках проблематики «синдрома эмоционального сгорания» как
опосредующие величины для процессов восприятия и оценки, осуществляется с помощью программ
когнитивной и поведенческой терапии на предприятии (см. Burisch, 1989).
Для содержательного разграничения других дисбалансов, в конце концов, можно
воспользоваться различением, производимым на основе анализа рабочего места в соответствии с
теорией управления действий (Richter, 1996). Земмер (Semmer, 1984) различает три основных вида
«проблем управления» при трудовой деятельности: 1) проблемы затрат на управление, 2) проблемы
ненадежности управления и 3) проблемы неясности цели.
Проблемы затрат на управление возникают по причине недостаточности времени, отводимого на
решение задачи, при имеющейся профессиональной компетентности, из-за перегрузок со стороны
внешней среды, особенно из-за шума, и перерывов в работе (например, простой машины).
Ненадежность управления возникает в том случае, если известны цели работы, но ненадежны или
неизвестны, а также слишком многочисленны и сложны средства и пути их достижения или если
трудовая деятельность связана с нечеткими или противоречивыми ролевыми ожиданиями.
Исследования показывают, что эти проблемы приводят к психологическим (например, высокие
требования к вниманию) и физиологическим (чрезмерно высокой или продолжительной активизации)
затруднениям и сопровождаются, помимо этого, психосоматическими нарушениями. Таким образом,
необходимость коррекционной и — еще лучше — профилактической интервенции очевидна.
Конкретные точки приложения интервенции выявляются при тщательном исследовании
отношений между этими проблемами управления и ресурсами. Интервенция может быть нацелена на
различные, выражающиеся отчасти через субъективные параметры формы «несоответствия» в
отношениях окружающей производственной среды и индивида и проблемы управления. Эта
интервенция становится системной в такой степени, в какой релевантны для системы нарушения и
насколько она организована как программа, включающаяся в систему предприятия в качестве
подсистемы. Общие указания о возможных методах интервенции на предприятии приведены в табл.
43.2.1.
Таблица 43.2.1. Точки приложения и примеры интервенции на предприятии
Точки приложения
Примеры интервенции
Проблемы управления
-
Организация трудовой деятельности на производстве (Gestaltung von
Arbeitstatigkeiten in der Produktion; Ulich, 1994)
- Анализ нарушенного управления в условиях работы в офисе (Analyse von
Regulationsbehinderungen in der Buroarbeit; Leitner et al., 1993)
Соотношение факторов
риска и ресурсов
- Программы «Stay-Well»; Manuso, 1984
- Специфические способы содействия здоровью на производстве (Spezifische
Gesundheitsforderung im Betrieb; Murza & Laaser, 1994)
- Уменьшение времени простоев и «эмоционального сгорания» за счет
повышения автономности и партиципации (Reduzierung von Fehlzeiten und
Burnout durch Erhohung von Autonomie und Partizipation; Burisch, 1989, S. 131)
Объективные и
субъективные аспекты
соответствия личности
и внешней среды
- Формирование реалистичного «образа Я» с помощью «наставнических»
подходов (Entwicklung eines realistischen Selbstbildes durch Coaching-Ansatze;
Huck, 1995)
- Проведение семинарских занятий на базе рационально-эмотивного подхода
(Seminarkonzepte auf der Grundlage des rational-emotiven Ansatzes; Schelp et al.,
1990)
2. Стратегии интервенции и их классификация
Целью клинико-психологической интервенции при возникновении системных дисбалансов
является восстановление и поддержание динамичного самоорганизующегося состояния равновесия на
определенном уровне системы (на уровнях индивида, группы или организации и контекста). В
предыдущем разделе мы классифицировали содержательные аспекты клинической интервенции на
предприятии исходя из нашего понятия «нарушения системы» и использования специфических
теоретических концепций. В этом разделе обсуждаются и классифицируются прежде всего общие
стратегии интервенции, которые вытекают из рассмотрения целей этих интервенций, их уровней
Hosted by uCoz