Navigation bar
  Print document Start Previous page
 133 of 584 
Next page End  

факторам и упускает ведущее звено — сознательную деятельность и воспитание человека. Нужно
прежде всего включить в теорию развития это ведущее звено, и тогда найд¸т себе место влияние и
наследственности и среды, — правда, не неизменной, а непрерывно преобразуемой человеком.
В действительности люди сами изменяют среду или по крайней мере в их власти сделать это.
Действительный путь развития, для которого наследственность да¸т относительно эластичные
возможности, определяется сознательной деятельностью человека в процессе воспитания и обучения и
общественной практики. Человек не только объект различных воздействий, но и субъект, который,
изменяя внешнюю природу, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирующую сво¸
поведение. И развитие человека является в
конце концов не чем иным, как становлением личности —
активного и сознательного субъекта человеческой истории. Е¸ развитие является не продуктом
взаимодействия различных внешних факторов, а «самодвижением» субъекта, включ¸нного в
многообразные взаимоотношения с окружающим. Когда мы говорим о ведущей роли обучения в
процессе психического, в частности умственного, развития реб¸нка, речь ид¸т о процессе, в котором
реб¸нок выступает не только объектом, но и субъектом, в процессе обучения — под руководством
взрослых — активно осваивающим достояние материальной и духовной культуры. «Движущие силы»
развития личности заключены в этой деятельности е¸ — во внутренних противоречиях между формами
вс¸ более сознательной деятельности реб¸нка на уже достигнутом ею уровне развития и тем новым
содержанием, которым она овладевает. В ходе этой деятельности развитие реб¸нка не только
проявляется, но и совершается.
Таким образом, кардинальная проблема развития и формирования личности, всех психических
свойств е¸ и особенностей — е¸ способностей, характерологических черт в ходе индивидуального
развития существенно преобразуется. В деятельности человека, в его делах — практических и
теоретических — психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершается.
Представление о фаталистической предопредел¸нности судьбы людей — наследственностью и
какой-то будто бы неизменной средой преодолевается в самой своей основе: в конкретной
деятельности, в труде, в процессе общественной практики у взрослых, в ходе обучения и воспитания у
детей психические свойства людей не только проявляются, но и формируются. Этим определяется наше
понимание соотношения развития реб¸нка и обучения, воспитания. Из одностороннего, каким это
соотношение представляется обычно тем, кто лишь подч¸ркивал необходимость для педагога учитывать
природу реб¸нка, зависимость между ними становится взаимной, двусторонней. Бесспорно, что
педагогический процесс должен учитывать природу реб¸нка. Но сама природа реб¸нка не неизменна;
она развивается и в ходе этого развития сама она оказывается в свою очередь обусловленной теми
условиями, в которые ставит подрастающего реб¸нка педагогический процесс.
Вопрос о закономерной стадиальности развития сохраняет для нас при этом вс¸ сво¸ значение.
Но ступени или стадии развития перестают быть для нас замкнутыми в себе самодовлеющими
формальными структурами: они связываются с определ¸нными внешними условиями, которые
требуются каждой данной стадией развития в силу самой е¸ природы и которые в силу этого е¸
обусловливают. Поэтому включение этих условий определяет ход развития не вопреки, а именно в силу
стадиальных закономерностей внутреннего развития. Значит, действенное руководство развитием и
изменение как темпов, так и форм развития может осуществляться не вопреки закономерностям
внутреннего развития, а в соответствии с ними и на их основе. Эти закономерности в их конкретном
содержании раскрываются в процессе воздействия на ход развития и — вместе с тем — служат основой,
предпосылкой, руководством для него. Возможность действенного руководства развитием и признание
закономерной стадиальности развития при понимании стадий как формальных структур исключают
друг друга; если одна стадия сменяет другую в силу того, что они образуют ряд, в котором один член
следует за другим в заранее определ¸нные интервалы времени, в течение которых развитие проходит
через соответствующие члены ряда, тогда оста¸тся лишь ждать; эта смена, заранее предопредел¸нная и
приуроченная к определ¸нному моменту, сама собой произойд¸т. Признание закономерной
стадиальности развития, при котором каждая стадия связывается с определ¸нными требованиями,
предъявляемыми к внешним условиям, включение или выключение которых е¸ поэтому преобразует, и
действенное руководство развитием — естественно связаны друг с другом.
Различные периоды в развитии личности определяются различием образа жизни, формами
существования, различными для младенца и преддошкольника, для дошкольника и для школьника. При
этом не само по себе имманентное саморазвитие познания или деятельности детей определяет
изменение их образа жизни, форм их существования, а изменение форм их существования, их образа
жизни, включающего их деятельность в единстве с е¸ объективными условиями, определяет новые
Hosted by uCoz