Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 584 
Next page End  

ступени в развитии их практической и познавательной деятельности. Познавательная деятельность,
конечно, в свою очередь влияет на образ жизни детей, но первичной, основной, определяющей является
первая зависимость. Поскольку образ жизни детей обусловлен организующей его деятельностью
взрослых, этот образ жизни, а тем самым и вс¸ развитие реб¸нка является историческим продуктом.
Определяя образ жизни детей по-разному для младенца и преддошкольника, для дошкольника и
для школьника, взрослые, очевидно, считаются и должны считаться с объективными условиями, в
число которых в единстве с внешними условиями входят и внутренние, в частности физиологические,
связанные с созреванием реб¸нка. Каждый этап развития реб¸нка предъявляет специфические
требования к внешним условиям его существования. Таким образом, условия созревания включены уже
в сам образ жизни детей; внутренние условия развития, значит, представлены во внешних условиях
этого развития. С другой стороны, само созревание, та или иная степень зрелости уже предполагает
определ¸нный образ жизни, определ¸нные внешние требования и условия, которыми эта зрелость
определяется; вне отношения к этим внешним условиям зрелость, созревание утрачивает сво¸
внутреннее содержание. Таким образом, в развитии реб¸нка нет места для внешних по отношению друг
к другу факторов. Оно определяется единством внутренних и внешних условий, данных во внутренней
связи и взаимопроникновении.
Разные формы существования обусловливают различия на разных этапах развития основных
видов деятельности практической и познавательной, «теоретической»: преобладающую роль сначала
игровой, затем учебной и наконец трудовой деятельности, каждая из которых характерна для разных
ступеней индивидуального развития. Различие основных видов деятельности означает различие
отношения к окружающему, которым характеризуется сознание подрастающего человека в целом.
Каждый из этих типов отношения, выражаясь прежде всего в различной мотивации
деятельности, обусловливает различия всех сторон психики — особенности восприятия, работы памяти,
внимания и т. д. В свою очередь, конечно, и обратно: сдвиги в восприятии, мышлении, внимании и т. д.
влияют на общее развитие личности в целом. Возникает вопрос: что в этом взаимодействии является
основным, ведущим, определяющим? В основном у человека не потому те или иные интересы,
отношение к окружающему, что у него так или иначе функционирует внимание, а, наоборот, у него так-
то работает, на то или иное направляется внимание потому, что у него такое-то отношение к
окружающему. Основным, ведущим, определяющим является общее отношение к окружающему,
характеризующее личность, е¸ сознание в целом.
Развитие нервной системы реб¸нка
Подч¸ркивая значение форм существования, жизни и деятельности реб¸нка, в которой он
формируется, его образа жизни, меньше всего можно недооценивать органические предпосылки его
психического развития. Реб¸нок рождается с определ¸нной наследственно обусловленной физической
организацией, которая не предопределяет, но существенно обусловливает его психическое развитие.
Особое значение для психического развития реб¸нка имеет развитие его нервной системы.
В эмбриональный период сначала развиваются нижние отделы нервной системы, затем большие
полушария головного мозга.
Кора большого мозга человека проходит в онтогенезе своеобразный путь развития от
первоначальной е¸ закладки до того, как она приобретает шестислойное строение, типичное для зрелой
коры. Сначала кора развивается как целостное образование. Приблизительно на 4-м месяце в развитии
коры (по
данным Полякова) наступает переломный момент. Примерно с этого времени начинается
дифференцировка различных корковых полей.
[См. Г. И. Поляков, Ранний и
средний онтогенез коры
большого мозга человека, изд. Государственного института мозга, М. 1937.] С самого же начала
закладки различных корковых полей между ними обнаруживаются специфические различия, которые
вс¸ отч¸тливее выявляются в процессе их развития. Различные поля выделяются в онтогенезе в разное
время — одни раньше, другие позже; различен и темп их развития. При сравнении с филогенезом
обнаруживается относительно более ранняя закладка и более быстрое развитие в онтогенезе
филогенетически более новых полей. Данные, которые до сих пор установило изучение онтогенеза
коры (Гис, Бродман, Поляков и др.), подтверждают то положение, что корковые поля являются
относительно очень сложными и отнюдь не равнозначными образованиями, одновременно существенно
различными и взаимосвязанными.
Миэлинизация нервных волокон начинается в эмбриональный период. Сначала
миэлинизируются волокна спинного мозга, а затем — головного. К моменту рождения спинной мозг и
Hosted by uCoz