Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 584 
Next page End  

приобретает формирование поступка, регулируемого общественными нормами поведения. Дошкольник
делает в этом направлении первые шаги повседневной своей бытовой деятельностью, в процессе
которой он овладевает элементарными правилами поведения и включается в жизнь коллектива.
Дошкольник жив¸т в узком кругу семьи и детского сада в условиях существования, не
требующих недоступной ещ¸ для него деятельности, направленной на производство определ¸нного
общественно-полезного продукта. Господствующим видом деятельности дошкольника является игра;
основным мотивом деятельности — непосредственный интерес. Отсюда основные особенности в
строении деятельности дошкольника: быстрый переход от одной деятельности к другой, связанный с
неустойчивостью интересов, и этим обусловленные особенности непроизвольного внимания, легко
перемещающегося с предмета на предмет; с этим связаны особенности непроизвольного запоминания.
Игра существует не только у дошкольников, но только у них именно игра, в том, что в ней есть
специфического, наиболее адекватно отражает психологический облик дошкольника, личности в целом
— характерное для реб¸нка непосредственное и не очень ещ¸ ответственное отношение к
действительности и к собственным действиям: постройка возводится и, едва законченная или даже и
незаконченная, уже разрушается, поскольку минутное желание реб¸нка влеч¸т его уже к другой
деятельности.
Хотя в процессе игровой деятельности реб¸нок сознательно не стремится ни к какому частному,
внешнему результату, игра вс¸ же объективно является для реб¸нка первой «школой» мысли и воли. В
процессе игры реб¸нок позна¸т окружающее, воздействуя на него; он научается — в сюжетных играх —
действовать по определ¸нному замыслу; он приучается — в играх с правилами — подчинять сво¸
поведение правилам; у него развивается инициатива и воображение, творческие способности —
способность преобразовывать, изменять действительность; он приучается действовать в коллективе и
подчинять свои действия некоторому волевому контролю. В результате у него формируется готовность
к обучению.
Проявляющиеся сначала в игре облик личности и отношение к действительности в
процессе самой игровой деятельности вместе с тем и преобразуются. Само развитие игровой
деятельности, сочетающейся с воспитанием и с ещ¸ не систематическим обучением, созда¸т
предпосылки для того, чтобы господствующими у реб¸нка стали другие формы деятельности и другое,
не игровое отношение к действительности. Таким образом создаются предпосылки для новых форм
существования, определяемых организацией школьного обучения.
С вхождением в школу изменяется вся организация, весь образ жизни реб¸нка. Жизнь в школе
строится уже на обязанностях — по отношению к школе, к уч¸бе, к учителю. Она требует и
вырабатывает новое отношение к окружающему.
С вхождением в школу основным видом деятельности реб¸нка становится систематическое
учение,
наряду с которым игра сохраняется уже как побочный вид деятельности. Учение, как и труд,
предполагает выполнение задания,
подготовку урока,
работу по программе,
подчинение дисциплине;
здесь требуются уже и новые мотивы деятельности, помимо удовольствия от самой деятельности; это
работа, для которой необходим сознательный волевой контроль, в процессе этой деятельности в
значительной мере и вырабатывающийся; с этим связана перестройка памяти, внимания, всех
познавательных функций. Однако учение ещ¸ не труд в специфическом смысле слова. В учении, как и в
игре, суть объективно не в продукте деятельности как таковом. Смысл е¸ в том, что в процессе учения,
т. е. совершающегося под руководством взрослых активного усвоения системы исторически
сложившегося научного знания, формируется сам учащийся, совершается его умственное развитие. В
учении, как основном виде деятельности, тоже и проявляется и формируется новая ступень в развитии
личности, новый психологический облик е¸. Учебная работа выдвигает на передний план
познавательную установку; она вырабатывает ответственное отношение к своему поведению; она
требует и воспитывает умение подчинять свои действия волевому контролю, действовать не по
импульсивному желанию, а в соответствии с определ¸нными, уже не игровыми, условно принятыми, а
обязательными правилами, следовать определ¸нному режиму, подчиняться дисциплине. По-новому
складываются у учащегося отношения с людьми: создаются новые специфические отношения с
учителем, который руководит обучением, и с коллективом, в который включается школьник в своей
учебной и внешкольной работе. Учебная работа, занимая центральное место в жизни, требует и
порождает новый, более серь¸зный строй не только внешней, но и внутренней жизни личности
подрастающего человека. Эта серь¸зность, не исключая способности при случае с большей или
меньшей импульсивностью и непосредственностью отдаться и игре, накладывает, однако, порой и на
эту последнюю свой специфический отпечаток: существенно изменяется содержание игр и вс¸
внутреннее содержание жизни реб¸нка. В процессе учения формируются умственные интересы —
Hosted by uCoz