Navigation bar
  Print document Start Previous page
 147 of 584 
Next page End  

психические процессы в ней же и формируются. И только изучая их в реальном контексте этой
деятельности, можно вскрыть не только более частные, но и самые общие закономерности психических
процессов как действительно содержательные закономерности.
Смысл традиционной функциональной психологии, трактующей все сложные психические
процессы как функции, заключался в том, чтобы представить их как проявления, зависящие
исключительно от внутренних условий, от имманентных особенностей организма, духа, личности.
Принципиальными предпосылками — осознанными или неосознанными — такой функциональной
психологии являются биологизаторские представления о том, что все психические функции являются
продуктом имманентного созревания организма, или идеалистические теории, согласно которым
различные, вс¸ более высокие проявления психики являются результатом саморазвития духа. В
действительности протекание психических процессов и их специфические особенности зависят от
конкретных материальных условий, в которых они протекают. Поэтому подлинное преодоление
основных пороков функциональной психологии достигается не оговорками о таком или ином
понимании функций, неправомерно пытающимися отожествить их с тем, что уже ни в каком смысле не
является функцией, и не разговорами о межфункциональных связях, а лишь включением в план
психологического исследования деятельности, в которой реально формируется психика и
специфические особенности различных психических функций и процессов.
Под деятельностью мы понимаем активность субъекта, направленную на изменение мира, на
производство или порождение определ¸нного объективированного продукта материальной или
духовной культуры. Деятельность человека выступает сперва как практическая, материальная
деятельность. Затем из не¸ выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит
обычно из ряда актов — действий или поступков; будучи актами субъекта, они имеют по внутреннему
своему содержанию определ¸нное психологическое строение: они исходят из тех или иных побуждений
или мотивов и направляются на определ¸нную цель. Поскольку в различных условиях эта цель должна
и может быть достигнута различными способами («операциями») или путями («методами»), действие
превращается в разрешение задачи.
[Вопросы строения действия специально изучаются у нас А. Н.
Леонтьевым.] Поскольку единство действия определяется единством результата, являющегося целью
субъекта, а способы действия дифференцируются в зависимости от различия условий,
в которых эта
цель осуществляется, одно и то же действие может и должно в разных условиях осуществляться
различными способами. В результате из действия или в составе его выделяются отдельные звенья,
определ¸нные частичные операции, связанные с определ¸нными объективными условиями.
Закрепляясь, эти частичные операции автоматизируются и в качестве навыков переносятся из одного
действия в другое. Дифференциация условий, в которых происходит действие, нахождение способов
действия, адекватных условиям, закрепление связи первых со вторыми и т. п. — вс¸ это связано с
включением в действие целого ряда психических процессов, как подчин¸нных процессуальных его
компонентов. Так, в деятельности, направленной вовсе не на наблюдение или запоминание, нечто
может непроизвольно быть воспринято, замечено, может и запечатлеться, запомниться. Здесь
восприятие и запоминание протекают и совершаются как процессы в более специальном и буквальном
смысле слова, обозначающем простое протекание и смену психических явлений. Здесь не столько
субъект намеренно за чем-то наблюдает и что-то запоминает, сколько нечто непроизвольно в н¸м
совершается — запечатлевается, запоминается и т. п. Но затем с выделением теоретической
деятельности из деятельности практической ряд психических процессов сам приобретает строение
деятельности, — во-первых, в том отношении, что они становятся сознательными, целенаправленными
актами субъекта: непроизвольное восприятие переходит в целенаправленное наблюдение,
непроизвольное всплывание воспоминаний — в припоминание и воспроизведение, непроизвольное
запечатление — в намеренное заучивание и т. д. Таким образом, психические процессы (восприятие,
мышление и т. д.), выступая первично как процессуальные психические компоненты какой-нибудь
конкретной деятельности, затем и сами строятся как формы внутренней, теоретической деятельности.
Для строения деятельности при этом существенно не только то, что она исходит от субъекта, но
также — и никак не в меньшей мере — и то, что она направляется на объект и в самом внутреннем
сво¸м содержании обусловлена им. Эта сторона деятельности человека также запечатлевается в
содержании и строении сознания. Менее всего
можно в духе традиционной феноменалистической
психологии видеть специфику психологического исследования в том, что оно рассматривает
психические процессы и образования лишь как имманентное проявление субъекта безотносительно к
объекту. Пока какое-нибудь ощущение рассматривается лишь как имманентное проявление субъекта,
до тех пор оно может служить разве только индикатором физиологического процесса, состояния
Hosted by uCoz