Navigation bar
  Print document Start Previous page
 206 of 584 
Next page End  

восприятие может в более или менее значительной мере зависеть от основных свойств этого целого, в
состав которого они входят. Сторонники целостности, гештальтисты, обычно односторонне
подч¸ркивают только эти случаи.
Для правильного разрешения проблемы необходимо учесть и то, что восприятие целого
фактически определяется восприятием частей — не всех без различия, а основных, господствующих в
данном конкретном случае. Так, мы можем не заметить пропуска или искажения какой-нибудь буквы в
слове, потому что при чтении мы руководствуемся в значительной мере общей, привычной нам,
структурой слова в целом. Но распознание этой целостной структуры слова в свою очередь опирается
на отдельные господствующие в н¸м буквы, от которых по преимуществу зависит эта «структура»
слова. В более или менее длинном слове можно проглядеть пропуск буквы, не изменяющей сколько-
нибудь заметно общей формы слова, но пропуск буквы, выступающей вверх или вниз строчки, обычно
бросится в глаза. Причина в том, что сама структура целого определяется его частями, по крайней мере
некоторыми из них. В частности общее впечатление от структуры целого в значительной мере зависит
от выступающих из строки букв и их расположения в ряду прочих.
Таким образом, для восприятия существенно единство целого и частей, единство анализа и
синтеза.
Поскольку восприятие не сводится к простой механической сумме или агрегату ощущений,
определ¸нное значение приобретает вопрос о структуре восприятия, т. е. о расчлен¸нности и
специфической взаимосвязи его частей. В силу этой расчлен¸нности и специфической взаимосвязи
частей воспринимаемого оно имеет форму, связанную с его содержанием, но и отличную от него. Такое
структурирование воспринимаемого находит себе выражение, например, в ритмичности,
представляющей определ¸нное членение и объединение, т. е. структурирование звукового материала. В
зрительном материале такое структурирование проявляется в виде симметрического расположения
однородных частей или в известной периодичности чередования однородных объектов.
Форма в восприятии обладает некоторой относительной независимостью от содержания. Так,
одна и та же мелодия может быть сыграна на разных инструментах, дающих звуки различного тембра, и
пропета в различных регистрах: каждый раз все звуки будут различны; иными будут и высота и тембр
их, но если соотношение между ними останется вс¸ тем же, мы воспримем одну и ту же мелодию. Х.
Эренфельс, особенно подчеркнувший значение таких структур, несводимых к свойствам входящих в
восприятия частей или элементов, назвал их Gestaltqualitat — качеством формы.
На наличии в восприятии различных по содержанию входящих в него «элементов» или частей
общей структуры основывается возможность так называемой транспозиции. Транспозиция имеет место
тогда, например, когда при изменении размеров, окраски и прочих свойств различных частей какого-
нибудь тела мы — если только при этом остаются неизмен¸нными геометрические соотношения частей
— узна¸м в н¸м одну и ту же геометрическую форму. Транспозиция имеет место тогда, когда, как в
вышепривед¸нном примере, мы узна¸м одну и ту же мелодию, хотя она по¸тся в различных регистрах
или играется на инструментах, дающих звуки различного тембра.
Обладая некоторой относительной независимостью от содержания, форма вместе с тем и связана
с содержанием. В восприятии дана не форма и содержание, а форма некоторого содержания,
и сама
структура зависит от структурирования смыслового содержания восприятия.
Поскольку оказывается, что элементы, или части, воспринимаемого обычно так или иначе
структурируются, возникает вопрос, чем определяется это структурирование нашего восприятия.
С вопросом о структурности восприятия связано выделение «фигуры» из «фона». Фон и фигура
отличаются друг от друга: фон обычно является неограниченным и неопредел¸нным; фигура
ограничена, как бы рельефна; она обладает как бы большой предметностью. В связи с этим величина
разностного порога, как показало исследование А. Гельба и Р. Гранита, на фигуре больше, чем на фоне.
Различием фигуры и фона гештальтисты пытались объяснить наше восприятие реальных предметов —
то, почему мы обычно видим вещи, а не промежутки между ними, окаймл¸нные вещами, и т. п.,
совершенно не учитывая более существенной зависимости восприятия от объективной значимости
реальных вещей.
Hosted by uCoz