Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 584 
Next page End  

же тенденций или установок личности. Обратно: внешне однородные и как будто тожественные
поступки могут совершаться по самым разнородным мотивам, выражая совершенно не однородные
черты характера и установки или тенденции личности. Один и тот же поступок один человек может
совершать для того, чтобы помочь кому-нибудь, а другой — чтобы перед кем-нибудь выслужиться.
Одна и та же черта характера, застенчивость например, может в одном случае проявиться в смущении,
растерянности, в другом — в излишней шумливости и как будто развязности поведения, которой
прикрывается то же смущение. Само же это смущение и застенчивость нередко порождаются
диспропорцией в одних случаях между притязаниями личности и е¸ способностями, в других — между
е¸ способностями и достижениями и множеством других самых разнообразных и даже
противоположных причин. Поэтому ничего не пойм¸т в поведении человека тот, кто не сумеет за
внешним поведением вскрыть свойства личности, е¸ направленность и мотивы, из которых исходит е¸
поведение. Бывают случайные поступки, не характерные для человека, и не всякая ситуация способна
адекватно выявить внутренний облик человека (поэтому перед художниками вста¸т специальная
композиционная задача — найти такую, для каждого действующего лица специфическую, ситуацию,
которая в состоянии выявить именно данный характер). Непосредственные данные поведения могут
быть так же обманчивы, как и непосредственные данные сознания, самосознания, самонаблюдения. Они
требуют истолкования, которое исходит из внешних данных поведения, как отправных точек, но не
останавливается на них как на ч¸м-то конечном и самодовлеющем. Отдельный, изолированно взятый,
как бы выхваченный из контекста, акт поведения обычно допускает самое различное истолкование. Его
внутреннее содержание и подлинный смысл обычно раскрывается лишь на основе более или менее
обширного контекста жизни и деятельности человека — так же, как смысл фразы часто раскрывается
лишь из контекста речи, а не определяется однозначно одним лишь словарным значением
составляющих е¸ слов. Таким образом, между внутренними и внешними проявлениями человека, между
его сознанием и поведением всегда существует связь, в силу которой внутренняя психологическая
природа акта деятельности сказывается и на внешнем его протекании. Однако это отношение между
ними не зеркально; их единство — не автоматическое совпадение; оно не всегда адекватно. Если бы это
отношение между внутренней психологической природой акта и его внешним протеканием вовсе не
существовало, объективное психологическое познание было бы невозможно; если бы оно всегда было
адекватно, зеркально, так что каждый соверш¸нный акт не требовал бы никакого истолкования для
квалификации его внутренней природы, психологическое познание было бы излишне. Но это
отношение существует, и оно не однозначно, не зеркально; поэтому психологическое познание и
возможно и необходимо.
В сво¸м конкретном содержании психика человека, его сознание, образ его мыслей зависит от
образа его жизни и деятельности, формируясь в процессе их развития. В силу этого основное значение
для понимания психики животных приобретает изучение е¸ развития в процессе биологической
эволюции, для понимания сознания человека — его развития в историческом процессе: психология
изучает психику в закономерностях е¸ развития.
Психология изучает при этом не одни лишь
абстрактно взятые функции, а психические процессы и свойства конкретных индивидов в их реальных
взаимоотношениях со средой; психология человека — психику, сознание человека как конкретной
личности, включ¸нной в определ¸нную систему общественных отношений. Сознание человека
формируется и развивается в процессе общественно-организованной деятельности (труда, обучения);
оно исторический продукт. Психология человека не переста¸т из-за этого быть естественной наукой,
изучающей психологическую природу человека, но она вместе с тем и даже тем самым (а не несмотря
на это) историческая наука, поскольку сама природа человека — продукт истории.
Психология человека обусловлена общественными отношениями, поскольку сущность человека
определена совокупностью общественных отношений. Если в отличие от организма, как только
биологического индивида, термином «личность» обозначить социальный индивид, то можно будет
сказать, что психология человека изучает психику как качественно специфическое свойство личности
или что она изучает психику личности в единстве е¸ внутренних и внешних проявлений. Всякое
изучение сознания вне личности может быть только идеалистическим, так же как всякое изучение
личности помимо сознания может быть только механистическим. Изучая сознание в его развитии,
психология изучает его в процессе становления сознательной личности.
Закономерности общественного бытия являются наиболее существенными ведущими
закономерностями развития человека. Психология в сво¸м познании психики человека должна поэтому
исходить из них, но, однако, никак не сводить ни психологические закономерности к социальным, ни
социальные к психологическим. Точно так же — как ни велико значение физиологического анализа
Hosted by uCoz