Navigation bar
  Print document Start Previous page
 239 of 584 
Next page End  

своеобразных психических образований — представлений. Представление — это воспроизвед¸нный
образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте. В то время как восприятие да¸т нам образ
предмета лишь в непосредственном присутствии этого предмета, в результате тех раздражений,
которые падают от него на наши периферические рецепторные аппараты, представление — это образ
предмета, который — на основе предшествовавшего сенсорного воздействия — воспроизводится в
отсутствие предмета. Именно в этом, т. е. в отличном у представлений и восприятий отношении к
предметам, к явлениям действительности, заключается основное отличие представления от восприятия.
Как и восприятия, представления, даже общие, наглядны; представления — это образы. По
сравнению с восприятием представления обычно отличаются меньшей яркостью, хотя степень яркости
представления бывает очень различной.
Представления далее отличаются некоторой — то большей, то меньшей — фрагментарностью.
При внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого
дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или
части вообще не
представлены. Вместе с тем, у нас может быть единое общее представление об очень сложном целом,
например общий образ какого-нибудь художественного произведения.
Представления, наконец, отличаются большей или меньшей обобщ¸нностью. Перенося во
времени данные опыта, знания, добытые в процессе действенного отражения мира, из настоящего в
будущее и из прошлого в настоящее, процессы памяти неизбежно в какой-то мере отвлекают эти
данные от частных условий единичного момента в пространстве и времени. В них поэтому неизбежно
совершается первый шаг на пути к абстракции и обобщению. Воспроизвед¸нные образы памяти,
представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа
восприятия к понятию и обобщ¸нному представлению, которым оперирует мышление. Во-первых,
представление может быть более или менее индивидуализированным образом воспоминания об
однократной сцене, об определ¸нном лице не вообще, а так, как оно предстало перед нами в один
особенно памятный момент. Во-вторых, представление может быть образным, но обобщ¸нным знанием
о каком-нибудь предмете так, как он нам вообще представляется, независимо от какой-то определ¸нной
частной ситуации, в которой он в том или ином случае был нами как-то воспринят. Такое представление
об определ¸нном единичном предмете в отвлечении от конкретных условий места и времени, от
специфических условий ситуации, в которой он реально предстал перед нами, предполагает уже
известное отвлечение, некоторую абстракцию, совершающуюся в пределах наглядно-образного
содержания представления. Она требует уже определ¸нной переработки. Эта переработка
воспроизвед¸нного образа-представления подготовляется в некоторых случаях уже внутри восприятия,
которое тоже, как мы видели, может обладать различной степенью общности. Эта переработка
выражается в том, что в образе-представлении выступают на передний план и сохраняют наибольшее
постоянство некоторые основные, наиболее существенные черты, которые характеризуют данный
предмет, будучи особенно существенно связаны с его значением; другие как бы стуш¸вываются,
отступая на задний план. В представлении эти последние черты отличаются часто большой
неустойчивостью, изменчивостью, текучестью. Неустойчивость представлений, выражающаяся в
изменчивости и текучести некоторых частей, свойств или деталей образа-представления, как бы вводит
в представление ряд переменных. Это обстоятельство имеет и положительное значение. Благодаря ему
представление приобретает бОльшие возможности для обобщ¸нного представительства различных
предметов, чем если бы оно было абсолютно устойчивым образованием, неизменным во всех своих
частях, свойствах и деталях.
Наконец, представление может быть обобщ¸нным образом не единичного предмета или лица, а
целого класса или категории аналогичных предметов. Существование таких общих представлений было
предметом больших философских и психологических дискуссий (Дж. Беркли и др.). Однако
существование схем не подлежит сомнению, а схема, будучи наглядной, тоже является своеобразным
представлением. Схема какого-либо прибора, машины, схема нервной системы, локализации функций в
мозгу и т. п. представляют не единичный объект, а множество однородных объектов в наглядной
форме, давая наглядное представление об их структуре. Формы схематизации, т. е. мысленной
обобщающей обработки воспроизвед¸нного образа-представления, — чрезвычайно разнообразны. Они
дают многообразные виды обобщ¸нных представлений. Особое значение имеют те виды обобщающей
обработки представления, которые приводят к созданию художественного образа, соединяющего в себе
характер индивидуализированности и типичности. В таком художественном образе определяющим
является уже не воспроизведение, а преобразование, характеризующее деятельность не памяти, а
воображения.
Hosted by uCoz