Navigation bar
  Print document Start Previous page
 251 of 584 
Next page End  

подачи материала, от характера изложения, от его смыслового и речевого оформления.
Очень большое значение для запоминания имеет первое воспроизведение. В то время как
словесная формулировка, в которой материал преподносится другим, подвергается обычно ряду
изменений, первые собственные формулировки, как удачные, так и неудачные, даже искажающие
смысл воспроизводимого текста, оказываются исключительно стойкими. Первая версия обладает
значительной устойчивостью и тенденцией к воспроизведению. Мысль как бы срастается с той речевой
формой, в которую она отливается в процессе первичного осмысливания при овладении подлежащим
воспроизведению материалом. Здесь сохранение выступает не только как предпосылка, но и как
следствие воспроизведения; оно не только проявляется в воспроизведении, но и совершается в н¸м.
Узнавание
Запечатление и запоминание проявляются в узнавании и воспроизведении. Из них узнавание
является генетически (во всяком случае в онтогенезе) более ранним проявлением памяти.
В узнавании восприятие и процессы сохранения и воспроизведения представлены в ещ¸ не
расчлен¸нном единстве. Без узнавания не существует восприятия как сознательного, осмысленного
процесса, но узнавание это вместе с тем сохранение и воспроизведение внутри восприятия.
Узнать — это опознать; узнавание — акт познания. В узнавании выделяется из восприятия и
выступает на передний план та деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств
возникающего в процессе восприятия образа с предметом, которая заключена уже в восприятии. Всякое
восприятие,
как акт познания, заключает в себе в более или менее скрытом виде соотнесение,
сопоставление возникающего в восприятии образа с предметом. Когда в сознании репрезентирована не
эта деятельность, а е¸ результат, налицо восприятие, когда на передний план в сознании проступает эта
деятельность, весь процесс представляется как узнавание. (Особенно эта деятельность соотнесения и
сопоставления представлена в ощупывании; поэтому ощупывание предмета обычно легко переходит из
плана восприятия в план узнавания.)
Узнавание может происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная его форма
— это более или менее автоматическое узнавание в действии.
Эта первая ступень узнавания
проявляется в виде адекватной реакции на привычный раздражитель. Я прохожу по улице, думая о ч¸м-
то, но вдруг я машинально кланяюсь, лишь после
уж припомнив, кто этот встретившийся мне человек.
На надлежащем месте я, опять-таки автоматически, совершенно не думая об этом, сворачиваю вправо
или влево по направлению к дому. Внешние впечатления автоматически регулируют мои действия. Я
узнаю дорогу, поскольку я иду в надлежащем направлении, и мо¸ узнавание в данном случае
заключается именно в надлежащих действиях. Такое узнавание в действии возможно без узнавания в
виде сознательного отожествления нового восприятия с предшествующим.
Особенно ярко их относительная независимость сказывается в патологических случаях. Так,
Корсаков приводит следующее наблюдение: «Иногда бывает так, что входишь к больному в первый раз,
он пода¸т руку, здоровается. Затем уйд¸шь и через 2— 3 минуты опять прид¸шь; больной уже не
протягивает руки, не здоровается, хотя на вопрос, прямо поставленный, видел ли он меня сейчас,
отвечает, что не видел».
Следующей ступенью являются формы узнавания, которые связаны с чувством знакомости, без
возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым. Я могу чувствовать, что
этот предмет не тот или что слово, которое мне подвернулось, не то, которое я ищу, но вместе с тем я не
в состоянии определить этот предмет или назвать нужное слово. Только по отношению к этому виду
узнавания может быть применимо объяснение, которое В. Вундт выдвигал для узнавания вообще, когда
он утверждал, что мы узна¸м бывшие уже вещи не столько по их признакам, сколько по тем чувствам,
которые они в нас возбуждают; вслед за моторными реакциями или одновременно с ними в узнавании
начинают играть роль эмоциональные моменты, которые создают как бы эмоциональные обертоны
сознания.
Третьей ступенью узнавания является отожествление предмета. Предмет, данный мне сейчас в
одном контексте, в одной ситуации, выделяется из этой ситуации и отожествляется с предметом,
данным ранее в другом контексте. Такое узнавание по существу предполагает оформленность
восприятия в понятии. Оно в свою очередь может совершаться на различных уровнях и на различном
основании. Но это всегда уже более или менее сложный познавательный акт.
Узнавание, с одной стороны, совершается внутри восприятия (в отличие от репродукции
представлений) и вместе с тем оно в своей разв¸рнутой форме — акт мышления. Оно упирается в
Hosted by uCoz