Navigation bar
  Print document Start Previous page
 254 of 584 
Next page End  

текста не совпадает со смысловым его завершением, лучше запоминаются не конечные слова, а
завершающие мысли. При этом воспроизведение завершающей мысли имеет место обычно в конце. Это
положение явно бь¸т против структурной теории памяти. Процесс воспроизведения в целом
представляется как осмысленный отбор и отсев, упорядочение и консолидация воспроизводимого
материала. Ясно выступает наличие прямой зависимости между полнотой воспроизведения и его
смысловой упорядоченностью или логической связностью.
В возрастном плане (при сопоставлении хода воспроизведения у дошкольников, учащихся II, VI
и IX классов) наше исследование показало следующее:
а) У младших детей чаще, чем у старших, вторичное воспроизведение оказывается более полным
(чем первое воспроизведение).
б) У старших чаще, чем у младших, встречается замена словесного текста с сохранением
смыслового содержания; при этом характер замен также изменяется; у старших детей (в VI и IX
классах) они носят более обобщ¸нный характер.
В наших опытах младшие дети заменяли одно частное понятие другим частным понятием (более
им привычным); старшие же заменяли его более обобщ¸нным понятием. Так, при воспроизведении
текста, в котором шла речь об отсутствии угля для топки корабля, учащиеся II класса говорили об
отсутствии дров, учащиеся VI класса — об отсутствии топлива.
в)
Переконструирование текста (изменение его структуры) встречается только в старших
возрастах (частичное изменение структуры у учащихся VI класса и сколько-нибудь значительное —
только у девятиклассников). У младших воспроизведение находится в большей зависимости от данной
структуры.
г) У старших детей воспроизведение более обобщ¸нное и с яснее выраженным смысловым
отбором. В результате при формальном подсч¸те числа воспроизвед¸нных элементов воспроизведение у
старших детей иногда представляется менее полным, чем у младших. В действительности же оно не
менее полно, а более сжато, именно в силу своей обобщ¸нности. То, что при формально-
количественном подходе представляется снижением памяти, является в действительности показателем
е¸ подъ¸ма на новый качественный уровень.
Воспоминание
Частным видом воспроизведения является процесс воспоминания; частным видом представления
— воспоминание в собственном смысле слова.
Представление как продукт воспроизведения — это воспроизвед¸нный образ, всплывающий из
прошлого; воспоминание — образ, отнес¸нный к прошлому. Воспоминание предполагает относительно
высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и
осозна¸т его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизвед¸нного образа к
тому прошлому, которое оно воспроизводит.
Воспоминание — это представление, отнес¸нное к более или менее точно определ¸нному
моменту в истории нашей жизни.
Эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Лишь
благодаря ей мы не оказываемся каждый раз отчужд¸нными от самих себя, от того, чем мы сами были в
предшествующий момент нашей жизни. Это историческая память,
в которой выражается единство
нашего личного сознания. Это специфически человеческая память. Вряд ли какое-либо животное имеет
воспоминание о сво¸м прошлом. Благодаря памяти в единстве нашего сознания отражается единство
нашей личности, проходящее через весь процесс е¸ развития и перестройки. С памятью связано
единство личного самосознания. Всякое расстройство личности, доходящее в крайних своих формах до
е¸ распада, всегда поэтому связано с амнезией, расстройством памяти и притом именно этого
«исторического» е¸ аспекта: известные периоды жизни выпадают из памяти, утрачиваются для личного
сознания.
Локализация наших воспоминаний, располагающая события нашего прошлого в определ¸нном
месте последовательного хода нашей жизни, обычно является продуктом тесного сплетения
непосредственно всплывающих воспоминаний и опосредованного процесса их восстановления.
Попытка считать наши воспоминания продуктом реконструкции прошлого, совершающейся
посредством одних лишь умозаключений, по существу совершенно тожественной с реконструкцией
хода исторических событий, свидетелем которых мы не были (М. Гальбвакс), явно несостоятельна. Но
бесспорно, что процесс локализации наших воспоминаний включает в себя умозаключения и является
Hosted by uCoz