Navigation bar
  Print document Start Previous page
 259 of 584 
Next page End  

устанавливается между смысловым содержанием и его речевой формой, то мы можем сделать изучение
процессов запоминания и забывания своеобразным инструментом для психологического —
конкретного, индивидуализированного — изучения соотношения мышления и речи.
Реминисценция в сохранении
В ходе исследования сохранения и забывания вскрылся ещ¸ один как будто частный, но
принципиально очень значимый факт. Оказалось, что ближайший после первичного воспроизведения
материала интервал (2—3 дня, а иногда и более значительный срок) не только не да¸т всегда резкого
снижения воспроизведения, как это нужно было бы ожидать согласно логарифмической формуле
Эббингауза, но иногда да¸т и повышение: отсроченное воспроизведение материала очень часто
оказывается более полным и совершенным, чем непосредственно следующее за его первичным
восприятием или заучиванием.
Первое исследование, специально посвященное изучению реминисценции, было проведено Д. Б.
Баллардом [D. B. Ballard, «Obliviscence and Reminiscence», «The British Journal of Psychological
Monography Supplement», vol. I. 1913].
Классической кривой забывания Эббингауза Баллард
противопоставил принципиально иную
кривую. Характерной чертой кривых Балларда является первоначальный подъ¸м в течение первых
двух-тр¸х дней после заучивания, т. е. как раз там, где кривая Эббингауза показывает наиболее резкое
падение.
В наших опытах младшие дети обычно не в состоянии были сами воспроизвести рассказ сейчас
же по его прослушивании; в лучшем случае они могли воспроизвести отдельные части в ответ на
прямые вопросы. Но по прошествии некоторого времени воспроизведение рассказа
как бы
восстанавливалось в их памяти, и они в состоянии были передать его в связной речи. Таким образом,
наиболее полное воспроизведение прослушанного рассказа или воспринятого события дети дают не
непосредственно после восприятия или прослушания рассказа, а по прошествии некоторого времени. [В
педагогической практике хорошо известно, что воспроизведение воспринятого материала всплывает
обычно не сразу, а по прошествии некоторого времени и поэтому нужно дать ему «отстояться»;
заученное часто воспроизводится лучше после того, как оно некоторое время «отлежится».]
Этот факт так называемой реминисценции, в силу которого со временем воспроизведение иногда
не ухудшается, а улучшается, имеет с нашей точки зрения существенное принципиальное значение для
общей теории памяти. Он представляется сугубо парадоксальным. Недаром первые зарубежные
исследователи, которые — как мы — на него натолкнулись, усомнились в его реальности (М. Лобзин
(Lobsien)), а последующие (Д. Б. Баллард, Дж. Мак-Гич
и др.) отвергли возможность его
психологического объяснения. Эта парадоксальность его означает совершенную его неадекватность
господствующей теории памяти, а так как реминисценция вс¸ же факт, она означает тем самым и
неадекватность господствующих теорий памяти фактам.
Наше исследование, установив факт реминисценции, вскрыло и ряд причин, его
обусловливающих. Оно показало, что реминисценция особенно ярко выступает у маленьких детей —
дошкольников и что в некоторых случаях более полный характер отсроченного воспроизведения бывает
обусловлен действием эмоционального торможения, непосредственно следующего за аффективно
переживаемым впечатлением. Вместе с тем исследование привело к требовавшему ещ¸ проверки и
подтверждения выводу, что реминисценция связана прежде всего и главным образом с внутренней
работой по осмыслению материала и овладению им; в частности известную роль в наблюдающемся
иногда более полном характере вторичного воспроизведения по сравнению с первоначальным играет
активизация мыслительной переработки материала, стимулируемая первым воспроизведением. Но
вопрос требовал дальнейшего уяснения. С этой целью было поставлено специальное исследование
реминисценции. Оно было проведено Д. И. Красильщиковой. [Д. И. Красильщикова, Реминисценции в
воспроизведении // Уч¸ные записки кафедры психологии Государственного Педагогического института
им. Герцена, под ред. проф. С. Л. Рубинштейна, т. XXXIV, Л. 1940.]
Основные результаты этого исследования сводятся к следующему:
а)
Реминисценция — широко распростран¸нное явление.
Из 485 индивидуальных опытов
(включая и бессвязный материал) реминисценция обнаружена в 40,5% случаев. Если же исключить
бессвязный материал, оставив лишь осмысленный материал, то реминисценция обнаружена в среднем в
65% случаев.
б)
Наличие реминисценции существенно зависит прежде всего от характера заучиваемого
Hosted by uCoz