Navigation bar
  Print document Start Previous page
 266 of 584 
Next page End  

«Коля Шилов, увидя порез на руке у бабушки, стал показывать на иод, которым накануне мазали
ей палец» (0;11).
Случай с сыном Штерна Понтером (1;4) ещ¸ ярче. «Услыхав, что Гильда говорит о «доске», он
указал на доску на подставке и сказал: «вау-вау». На ней не было собаки. 2 месяца
назад мать
нарисовала на доске большие головы собаки, лошади, кошки, которые привели в восторг Гюнтера.
Чтобы убедиться, что здесь действительно имело место воспроизведение, мать спросила: «А ещ¸ что на
доске?». Гюнтер: «тр-тр» (лошадь). За этот промежуток времени на доске не было нарисовано никаких
фигур» (Штерн).
С начала четв¸ртого года возможность воспроизведения уже заметно развита. Реб¸нок оперирует
уже довольно значительным кругом представлений.
Если выделение из восприятия, выражающееся в возникновении воспроизвед¸нных образов и
представлений, является первым крупным этапом в развитии памяти, то превращение е¸ в
волевую,
сознательно направленную операцию запоминания, заучивания и припоминания является следующим
важнейшим моментом.
Припоминание сначала совершается большей частью под воздействием окружающих, в ответ на
вопросы, провоцирующие воспоминания. Припоминание, т. е. произвольное вызывание воспоминания,
— первое проявление специфически человеческой памяти — формируется и организуется в процессе
общения; оно — социальный продукт.
На основе припоминания, спровоцированного вопросами окружающих, формируется
припоминание, совершаемое по собственной инициативе. Это припоминание по собственной
инициативе, по заданиям, которые реб¸нок сам себе ставит (сначала, конечно, лишь в связи с
требованиями, на которые наталкивает его действие), предполагает рост сознательности и относительно
высокое общее развитие реб¸нка.
Преднамеренное запоминание зарождается и эпизодически проявляется в дошкольном возрасте.
Устойчивую форму, характеризующую работу памяти в целом, оно принимает лишь в школьном
возрасте. Только к концу дошкольного возраста воспроизведение из непроизвольного процесса в
основном превращается в сознательно регулируемый процесс припоминания. Это превращение памяти
в волевую операцию связано с уменьшением роли аффективности, очень значительной в памяти
дошкольника и не утрачивающей некоторого значения и впоследствии. К началу школьного возраста
сознательно направленный волевой характер приобретает и запоминание — из непроизвольного
запечатления формируется сознательное заучивание.
Реб¸нок-дошкольник, конечно, также многому научается, т. е. усваивает сравнительно большое
количество материала, которым он в дальнейшем в состоянии пользоваться. Лев Толстой даже
утверждал — со свойственной ему любовью к парадоксу, — что он за всю свою дальнейшую жизнь не
научился столь многому, как за первые четыре года своей жизни. Но характер этого учения в первые
годы жизни и в школьном возрасте различный; различна и мотивация и организация процесса. У
дошкольника это непроизвольный процесс усвоения. Поглощ¸нный настоящим, реб¸нок в первые годы
жизни не исходит из сознательного намерения заучить определ¸нный материал для будущего. Ему не
свойственна также и сознательная организованная работа над этим усвоением — расчленение
материала, повторение и пр.; реб¸нок не в состоянии ещ¸ так свободно трактовать свой материал; он
запоминает, поскольку материал сам как бы оседает в н¸м. Конечно, и у реб¸нка это не чисто пассивный
процесс; но запечатление — не цель, а непроизвольный продукт активности реб¸нка: он повторяет
привлекающее его действие или требует повторения заинтересовавшего его рассказа не для того, чтобы
его запомнить, а потому, что ему это интересно, и в результате он запоминает. Запоминание строится в
основном на базе игры, как основного типа деятельности.
В пределах дошкольного возраста возникают первые начатки другой существенной стороны
нашей памяти —
«исторической памяти» —
воспоминаний. Психологически чрезвычайно
значительным и не вполне объясн¸нным фактом является младенческая амнезия, утрата воспоминаний,
относящихся к первым годам жизни. Реб¸нок на всю жизнь сохраняет
навыки и знания, которые он
приобретает в первые годы жизни (умение ходить, пользоваться словами родного языка и т. д.), но
воспоминания об этих первых годах жизни у него большей частью утрачиваются. Во всяком случае
связные воспоминания, воспроизводящие более или менее последовательно ход нашей жизни,
появляются относительно поздно.
По данным провед¸нного нами (при помощи нашего сотрудника Комм) обследования первых
воспоминаний пут¸м опроса 252 человек студентов Государственного Педагогического института им.
Герцена оказалось, что воспоминания, относящиеся к периоду до 3 лет, имелись только у 22,5%; у
Hosted by uCoz