Navigation bar
  Print document Start Previous page
 268 of 584 
Next page End  

является выделение е¸ из восприятия, заключающегося в возникновении представлений, а вторым —
превращение е¸ в волевой процесс, то третьим существенным моментом в онтогенетической истории
памяти является е¸ дальнейшая перестройка на основе развивающегося у реб¸нка отвлеч¸нного
мышления.
В сво¸ время Мейман выдвинул то положение, что подросток переходит к осмысленной
логической памяти, между тем как в предшествующий период господствует механическая,
ассоциативная память. Положение, согласно которому осмысленная память появляется лишь в
подростковом возрасте, а у реб¸нка до подросткового возраста, в частности у учащегося начальной
школы, господствует механическая память, получило широкое распространение. Оно, однако,
фактически неверно. Если бы учащемуся начальной школы была свойственна только механическая, а не
осмысленная память, то обучение в начальной школе надо было бы в основном строить на зубр¸жке.
Это, конечно, не так. Фактический материал психологических исследований свидетельствует о том, что
уже к началу школьного возраста смысловая память у детей превосходит механическую.
Новейшие работы (Брунсвика и др.), посвящ¸нные развитию памяти у детей и подростков от 6 до
18 лет, проследили отдельно основные линии развития запоминания «бессмысленного» материала,
«структур» и осмысленного материала. Установив расхождение этих линий, они показали
неправомерность сведения памяти в целом к одному функциональному типу; вместе с тем они в свою
очередь совершенно неправомерно, механически разорвали память на три независимых, друг другу
внешне противопоставленных процесса. Несмотря на то, что Брунсвик и его сторонники теоретически
целиком находятся во власти меймановской концепции, фактический материал их исследования также
свидетельствует о том, что уже в 8 лет осмысленное запоминание у реб¸нка превышает механическое.
Поэтому не приходится говорить о чисто механическом характере памяти в детстве и о начале
функционирования смысловой памяти в подростковом возрасте. Можно говорить лишь об относительно
большем удельном весе механического запоминания в раннем возрасте. Но и у детей первого
школьного возраста запоминание также определяется в значительной мере осмысленными связями, и у
них оно часто носит осмысленный характер, а не является исключительно механическим; лишь
характер осмысленного запоминания у старшего реб¸нка, у подростка иной, чем у младшего реб¸нка, в
соответствии с характером его мышления.
Сущность перестройки памяти у школьника заключается не столько в переходе от механической
памяти к смысловой, сколько в перестройке самой смысловой памяти, которая приобретает более
опосредованный и логический характер. Даже и наглядный материал запоминается по преимуществу не
в непосредственной своей наглядности, а опосредованно, через словесную формулировку его
содержания. Эта перестройка связана с развитием мышления; она влеч¸т за собой значительное
увеличение удельного веса смысловой памяти и повышение общей продуктивности памяти в целом.
Количественный рост памяти, выражающийся в повышении способности к заучиванию у учащегося
средней школы, основывается на этой качественной перестройке памяти.
Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого: становится более доступным
запоминание абстрактного материала. Характер работы памяти становится вс¸ более опосредованным.
Существенную роль в этом опосредовании играет речь. В соответствии с этим значительно возрастает
вербальная память.
Заметно меняется процесс припоминания. В н¸м процессы памяти и операции умозаключающего
мышления, посредством которых косвенно устанавливается совместимость или несовместимость
различных событий, порядок их следования и т. д., самым тесным образом сплетаются друг с другом.
Наиболее существенной чертой дальнейшего развития памяти является е¸ специализация,
связанная с трудовой деятельностью человека, выработка так называемой профессиональной памяти.
В связи с профессией у каждого человека вырабатывается определ¸нная организация работы
памяти, приспособленная к особенностям его деятельности. В результате сплошь и рядом встречаются
люди, которые, не обладая вообще сильной памятью, очень хорошо помнят вс¸ то, что относится к их
профессиональной деятельности.
Сравнительно высокий уровень этой профессиональной памяти обусловлен наличием более или
менее организованной системы знаний, связанных с профессиональной деятельностью и
направленностью в эту сторону интересов. Обычно она особенно долго сохраняется у человека, пока он
продолжает работать.
Упадок памяти в старости подчиняется так называемому закону Рибо, распространяющемуся на
все случаи распада, или дегенерации, памяти. Этот закон гласит: разрушение памяти совершается в
определ¸нном порядке, оно идет: 1) от более нового к более старому; 2) от более сложного к более
Hosted by uCoz