Navigation bar
  Print document Start Previous page
 271 of 584 
Next page End  

Деятельность воображения естественно и закономерно порождается преобразующим
воздействием направленности личности на образы сознания, отражающие действительность.
Образы, отражающие в нашем сознании действительность, являются не статическими,
неизменными, мертвенными вещами; они динамические образования. Стоит сделать попытку
фиксировать какой-нибудь образ, чтобы убедиться в том, как он каждый раз на наших глазах
изменяется, сдвигается, в какой-то мере трансформируется: то одни его стороны выступают на
передний план, то другие; выступающие в один момент отступают, стуш¸вываются, сходят на-нет в
следующий. Тожественность образа заключается скорее в единстве его предметной отнес¸нности, чем в
неизменности его наглядного содержания. Образ-представление по своей природе лабильное,
динамическое, каждый раз изменяющееся образование. Поэтому оно легко подда¸тся преобразованию.
Но там, где происходит лишь как бы мерцание образа без определ¸нной тенденции, обусловливающей
преобразование в определ¸нном направлении, никак не приходится ещ¸ говорить о воображении. Здесь
налицо лишь некоторые предпосылки для его преобразующей деятельности.
Однако такие тенденции, обусловливающие трансформацию образов, отражающих
действительность в определ¸нном направлении, неизбежно появляются в силу того, что на этих образах,
вплет¸нных в психическую жизнь личности, сказывается общая направленность данной личности, е¸
потребности, интересы, чувства и желания. Этим и порождается преобразующая деятельность
воображения.
Так же как в практической деятельности, реально изменяющей действительность, сказываются
мотивы и цели личности, е¸ потребности и интересы, чувства и желания, так сказывается она и в
преобразующей деятельности воображения. Многообразные отношения реальной личности к реальным
явлениям действительности и порождают те преобразования, которым более или менее сознательно
подвергаются в психике человека образы, отражающие действительность.
Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона
сознательной деятельности. На этой основе развивается затем определ¸нная способность, по мере того
как воображение формируется в какой-нибудь конкретной творческой деятельности.
Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием чувств,
желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а иногда к более
глубокому познанию действительности.
Часто встречающиеся в жизни случаи такой игры воображения неоднократно отмечались и
художниками. О. де Бальзак, например, в «Утраченных иллюзиях» так описывает первое впечатление,
которое произвела на героя повести Люсьена е¸ героиня Луиза.
«... Из-под берета буйно выбивались рыжевато-белокурые волосы, с золотистым при свете
отливом, с пламенеющими на закруглениях локонами. Цвет лица у этой знатной дамы был
ослепительный. Серые глаза е¸ сверкали. Нос был с горбинкой Бурбонов, что сообщало особую
огненность продолговатому лицу... Платье, в небрежных складках приоткрываясь на белоснежной
груди, позволяло угадывать тв¸рдую и красивую линию».
Через 2—3 месяца в Париже, при встрече в театре «Люсьен увидел, наконец, в ней то, чем она
была в действительности,— женщину, какую в ней видели парижане: рослую, сухую, веснущатую,
увядшую, рыжую, угловатую, высокопарную, жеманную, притязательную, с провинциальной манерой
говорить, а главным образом дурно одетую».
Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно порождает желанный
образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ человека. Когда мы любим человека, мы
обычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он
представляется другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под воздействием
чувства образ очень существенно расходится с действительным обликом человека. Подчиняясь нашему
чувству, воображение в таком случае может уготовить нам немало горьких разочарований. История не
одной любви протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который порожд¸н
чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе: образ, складывающийся при
равнодушном — а может быть, и бездушном — отношении к человеку на основании обыденных
впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и
несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться мощным проявителем не
только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех, которые
составляют его подлинную сущность.
Виды воображения
Hosted by uCoz