Navigation bar
  Print document Start Previous page
 273 of 584 
Next page End  

воображение включается в реальную творческую деятельность.
Воображение как мысленное преобразование действительности в образной форме может быть
тесно связано, сказали мы, с изменением действительности, с е¸ практическим, действенным
преобразованием. Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая воображением,
стимулирует к тому, чтобы работать над е¸ воплощением в действительности, чтобы бороться за е¸
осуществление. В строках, которые специально цитировал В. И. Ленин, Д. И. Писарев писал: «Если бы
человек был совершенно лиш¸н способности мечтать... если бы он не мог изредка забегать впер¸д и
созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что
начинает складываться под его руками, — тогда я решительно не могу представить, какая
побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и
утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни...» [Д. И. Писарев, Промахи
незрелой мысли // Собр. соч.: В 3 т. Л., 1981. Т. 2. С. 177] Но из стимула к действию мечта воображения
может иногда превратиться и в заместителя действия, перерождаясь в ту пустую мечтательность,
которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от реального мира и необходимости его
изменять. Роль воображения и его характер существенно определяются тем, что представляют собой его
продукты. Одни находят себе л¸гкое и мало плодотворное удовлетворение в мимол¸тных и праздных
мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела. Другие, надел¸нные достаточными
творческими силами, превращают воплощение своего воображения в реальное дело творчества. Их
творения вводят в реальный мир как бы новое измерение. В созданных художественным творчеством
произведениях искусства люди созерцают преображ¸нный, углубл¸нный образ мира, далеко
выходящего за ограниченные рамки их часто узкого личного существования; в практической жизни они
ломают устаревшие нормы и реально изменяют действительность.
Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во всяком подлинном
чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеч¸нной мысли, поднимающейся над непосредственно
данным; кусочек фантазии есть и в каждом действии, которое хоть в какой-то мере преобразует мир;
кусочек фантазии есть в каждом человеке, который, мысля, чувствуя и действуя, вносит в жизнь хотя
бы крупицу чего-то нового, своего.
Воображение и творчество
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно
велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени,
имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной
форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах, так, что
идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не получая
адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою
художественность. Наглядно-образное содержание художественного произведения и только оно должно
быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается
прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем
идейного содержания.
[Крамской писал: «... русское искусство тенденциозно; при этом я разумею
следующее отношение художника к действительности. Художник как гражданин, и человек...
принадлежит известному времени, непременно что-нибудь любит и что-нибудь ненавидит... Любовь и
ненависть не суть логические выводы, а чувства. Там, где нет тенденциозности, идейности, там
искусству наступает смерть».] Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы
создать воображаемую новую ситуацию не пут¸м нарушения, а при условии сохранения основных
требований жизненной реальности.
В корне ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее
произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не
слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы
и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной
действительности, нужна особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность
воображения. Чем реалистичнее художественное произведение, чем
строже в н¸м соблюдается
жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное
содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.
Соблюдение жизненной реальности не означает, конечно, фотографического воспроизведения
или копирования непосредственно воспринятого. Непосредственно данное, как оно обычно
Hosted by uCoz