Navigation bar
  Print document Start Previous page
 277 of 584 
Next page End  

ему смысл.
Другим при¸мом преобразующей деятельности воображения является акцентуирование
некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик. Акцентуирование —
это подч¸ркивание черт. Оно достигается часто посредством сдвига, изменения пропорций. Этим
при¸мом в более или менее резкой, грубой форме пользуется карикатура: карикатура воспроизводит
черты оригинала, иначе она не попала бы в того, в кого она метит; но она утрирует те или иные его
черты, иначе она не была бы карикатурой. При этом акцентуирование, чтобы быть значимым, должно
выделять характерное, существенное, должно, значит, в наглядном образе, в частном и конкретном
выявлять общезначимое.
Отсюда идут две линии. С одной стороны, количественный аспект изменения пропорций в
смысле размеров находит себе специфическое выражение в изменении величин, в уменьшении и
увеличении (гиперболы),
которым широко пользуются в фантастическом изображении
действительности. Так, в сказках, в былинах, в народном творчестве обычно фигурируют богатыри-
великаны, небывалых размеров и невиданной силы (Святогор клад¸т Илью Муромца себе в карман, от
его свиста листья с деревьев падают и земля дрожит; у Ф. Рабле маленький Гаргантюа, забавляясь,
снимает колокола с собора Нотр-Дам и вешает на шею своей лошади, и т. д.; в сказках встречается
мальчик с пальчик). Эти преувеличения и преуменьшения (мальчик с пальчик в сказках), сдвиги
размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то
смысловой тенденцией. Внешность великана, грандиозные размеры, физическая сила, величественность
внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать внешне очевидной внутреннюю силу и
значительность изображаемого таким образом героя. С другой стороны, сильно преуменьшенные по
сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо
подчеркнуть большие внутренние достоинства так изображаемого лица. Так же как игра еле видного на
эстраде реб¸нка производит большее впечатление, чем объективно такая же игра взрослого человека,
проявление ума, сообразительности, бесстрашия со стороны реб¸нка выступает особенно подч¸ркнуто,
если он представляется как мальчик с пальчик. Таким образом, отклонение от действительности,
фантастические бОльшие или меньшие размеры служат для того, чтобы рельефнее выявить и ярче
осветить определ¸нное явление, свойство или сторону действительности.
Наконец, преобразование действительности в деятельности творческого воображения ид¸т по
линии типизации,
т. е. специфического обобщения. Уже акцентуирование подч¸ркивает и этим
выделяет нечто как существенное. Это лишь один из путей, которыми ид¸т преобразование единичного
образа, придающее ему обобщ¸нное значение. Акцентуирование одних черт или сторон образа
сочетается с рядом других преобразований: одни черты вовсе опускаются, как бы выпадают, другие
упрощаются, освобождаются от ряда частностей, деталей, их усложняющих моментов. В результате
весь образ в целом преобразуется.
Образ воображения обычно является наглядным образным носителем какого-то более или менее
осознанного замысла. Эта роль замысла или тенденции, порождающей преобразование, проявляется в
акцентуировании тех, а не иных черт, подборе при комбинировании или агглютинации таких, а не иных
моментов. В выше привед¸нном комментарии Леонардо да Винчи это подчинение всех преобразований,
в которых выражается преобразующая деятельность воображения, определ¸нному замыслу выражается
с полной отч¸тливостью. Она превращает продукт агглютинации в явную аллегорию.
Поскольку акцентуируя, типизируя, воображение обобщает, выявляя при этом обобщ¸нное
значение не в отвлеч¸нном понятии, а в конкретном образе, в воображении естественно заключена
тенденция к иносказанию, аллегории, метафоре, метонимии, синекдохе, символу к слиянию образа и
значения, к использованию образа в переносном значении. [Ср. П. Блонский, Память и мышление, М.
Л. 1935, стр. 79—84.]
Все средства выразительности (тропы, фигуры и т. п.), которыми пользуется
литературное творчество, служат проявлением преобразующей деятельности воображения. Метафоры,
олицетворения, гиперболы, смещающие величины или размеры предметов, антитезы, заостряющие
различия до противоположности, — это вс¸ при¸мы, которыми так акцентуируется тот или иной аспект
в образе, что весь он преобразуется. Все основные формы творческого преобразования
действительности, которыми пользуется литература, отражают в переработанном, стилизованном виде
те преобразования, которыми пользуется воображение. Формы воображения сами формируются и
преобразуются в процессе литературного творчества. Воображение отчасти порождается, отчасти
развивается, объективируясь в предметном бытии своих продуктов. Взятое во всей своей конкретности
воображение человека — продукт истории.
Hosted by uCoz